Иван шадр скульптуры. Уральские «денежные мужики» Ивана Шадра. Изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра
Скульптор Шадр родился в 1887 году в крестьянской семье с русской фамилией Ивановы. Свой эффектный псевдоним он взял в честь города Шадринска, который считал родным. Правда, на свет Ваня Иванов, будущий знаменитый скульптор, появился в селе Такташинское Челябинского уезда, где его отец плотник находился на сезонных работах. Но постоянным местом жительства семьи действительно был Шадринск. Отец и дяди Вани были не только строителями, но и "богомазами", любительски расписывая возводимые ими же сельские церкви. Живописный талант передался и Ивану. Однако одинадцатилетнего Ваню отец отвез в Екатеринбург и пристроил "мальчиком" на фабрику... В семье было 12 детей (еще три младенца рано умерли), и родители ставили своих чад на ноги как могли. Казалось бы, судьба Вани определена. Мальчик на побегушках, сторож, потом, когда немного подрос, грузчик... Но Ваня, достигнув 14-летнего возраста, взял судьбу в свои руки. Он сбежал с фабрики и без всякой подготовки поступил в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился 5 лет, выйдя профессиональным художником. Шадру вообще удалось стать весьма образованным человеком, своей жизнью опровергая мифы о недоступности образования для крестьянских детей в царской России.
Мван Шадр в мастерской. 1930
В 1907 году Иван вместе с однокурсником отправился странствовать по России, вдохновившись жизненным путем Горького. Он побывал на Каме, Волге, Дону, путешествовал по Кавказу и Украине, добрался до Москвы, а потом и Петербурга. Здесь он решил так же, без подготовки поступить в Академию художеств, но... провалился. Однако Иван Иванов не сдался и в ожидании перемен задержался в столице, где подрабатывал случайными работами, а порой и уличным пением, чтобы собрать денег на обед. Голос у него был хороший и режиссер Александринского театра Дарский, услышав уличного певца, помог ему поступить на Высшие театральные курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы юноша выучился на певца.
В училище Иванов стал Шадром и продолжил заниматься живописью и скульптурой, а не только вокалом и театральными дисциплинами. У него появились знакомства в творческих кругах Петербурга, его рисунки показали Репину, который высоко оценил талант юноши. Петербургские поклонники ходатайствовали перед Городской управой Шадринска о предоставлении Иванову-Шадру стипендии. Стипендия была выделена, и Шадр смог с головой погрузиться в учебу и творчество, более не волнуясь о хлебе насущном. Теперь он посещал еще и занятия в Рисовальной школе Рериха и Музыкально-драматическую школу...
Памятник скульптору Ивану Шадру в Шадринске
В 1908 году его на год призвали в армию, но вернувшись, он снова занялся творчеством. В 1910 году Шадр уехал в Париж и поступил в академию де ла Гранд-Шомьер, где занимался на курсах скульптуры под руководством Родена. В 1911 году парижские учителя отправили Шадра на стажировку в Италию. В 1912 году он возвращается в Россию и... снова продолжает учиться - на этот раз в Московском археологическом институте, поскольку в Италии чрезвычайно заинтересовался археологией...
Белая армия в Омске
Но вскоре начинается Первая мировая война, а потом - революция. Жизнь в стране быстро меняется и становится все более трудной и опасной. В 1918 году Шадр уезжает в Омск и в условиях Гражданской войны застревает там на несколько лет. Поначалу Омск представлял собой почти "столицу" Белого движения, правда, власть, как было принято в те годы, менялась часто.
Временное Сибирское правительство уступило место Временному Всероссийскому правительству, более известному как Директория, а Директорию в свою очередь сменило Российское правительство и адмирал Колчак, провозглашенный Верховным правителем России.
Адмирал Колчак в Омске
Обычно биографы замалчивают или просто скрывают этот период жизни Шадра. Между тем, Шадр не имел ничего против белых и даже с ними сотрудничал. Выпускники Сибирского кадетского корпуса заказали ему памятник Корнилову, а сам Колчак - скульптурный монумент "Освобождение Сибири" и эскизы денежных ассигнаций под девизом "Возрождение России"... Шадр не успел реализовать эти проекты, когда город заняли красные. Отступать с белыми скульптор не стал и вскоре оказался в ЧК как пособник белогвардейцев и контрреволюционер. Но наверное чекисты и сами понимали, что расстреливать Шадра особо не за что, да и хорошие скульпторы на дороге не валяются... Ему ли предложили вместо колчаковского монумента изваять "красный" - в честь другого освобождения и других героев, или он сам предложил это новой власти (тем более, готовые наработки могли пойти в дело!), но идея всем показалась интересной. Шадра приговорили к расстрелу "условно" и заставили поработать. Мемориал "жертвам белого террора" и памятник Карлу Марксу, барельефы Карла Либкнехта и Розы Люксембург советскому начальству понравились, и перековавшегося скульптора окончательно простили.
Когда с окончанием Гражданской войны стало налаживаться железнодорожное сообщение, Шадр смог вернуться в Москву. Здесь, в городе, стесненном квартирным кризисом, хорошо проявивший себя в выполнении "ленинского плана монументальной пропаганды" скульптор даже получил мастерскую на Масловке и возможность творить.
Одним из важнейших направлений его творчества стали так называемые "денежные мужики" - скульптуры красноармейца, рабочего и крестьянина, изображенные на советских денежных купюрах, ценных бумагах и марках.
Скульптуры имели несколько карикатурный вид, но изображенные в определенном ракурсе на деньгах, они не вызывали возражений у начальства.
В 1924 году Шадр создает натурную скульптуру "Ленин в гробу", которая... в тех обстоятельствах имела большой успех и сделала Шадра одним из ведущих мастеров скульптурной Ленинианы. В довоенный период из его мастерской вышло 16 изображений вождя, многие из которых тиражировались в виде памятников и интерьерной скульптуры, в том числе для Музея Ленина.
Одна из самых величественных и монументальных фигур Шадра - 11-метровый памятник Ленину на ЗАГЭС в Грузии. Памятник был демонтирован в 1991 году.
Ленин в гробу
В 1927 году Шадр выполнил одну из своих самых знаменитых скульптур - композицию "Булыжник - оружие пролетариата". Она готовилась для Москвы и была установлена на Пресне в память о революции 1905 года. Позже "Булыжник" был многократно растиражирован, установлен в различных городах, в том числе в Шадринске у памятника скульптору, в Третьяковской галерее, в Музее современной истории в Москве, в Монголии, в Румынии...
В начале 1930-х Шадр, классик "академического модерна", получил очень важное и престижное задание - выполнить 11-метровую скульптуру "Девушка с веслом" для парка культуры и отдыха. Парк был призван стать своеобразной витриной новой советской Москвы. Его оформлению придавалось огромное значение.
"Девушка с веслом" - самая модная и знаменитая скульптура довоенной Москвы, увы, оказалась работой "трудной судьбы"...
Но об этом - в следующий раз.
Второй вариант скульптуры
Продолжение следует...
Судьба И. Д. Шадра во многом напоминает судьбу его старшего современника А. М. Горького. Выходец из беднейшей среды (в семье росло четырнадцать детей), одиннадцати лет отданный "в люди", на фабрику, он лишь чудом смог добиться зачисления в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу (1902-07). Его учитель, скульптор Т. Э. Залькалн, настоял на том, чтобы ученик продолжил обучение в Петербурге. Не поступив в АХ, Шадр посещал Рисовальную школу при ОПХ (1907-08), одновременно занимаясь на Высших курсах Театрального училища и в Музыкально-драматической школе и, таким образом, выбирая между профессией художника и вокально-сценической карьерой. Тяга к скульптуре победила, и в 1910-12 гг., благодаря финансовой помощи И. Е. Репина и других деятелей русской культуры, Шадр сумел завершить образование в Париже (в академии Гранд Шомьер, на высших муниципальных курсах скульптуры и рисования, пользуясь советами А. Бурделя и О. Родена) и в Риме (в Институте изящных искусств).
Одной из первых его самостоятельных работ стал проект "Памятника мировому страданию" (1915), впоследствии преобразованный в проект еще более грандиозного "Памятника человечеству". Аллегоричность, тяготение к масштабно-монументальному и романтически-возвышенному отличает оба проекта (характерны названия скульптурных групп - "Ворота вечности", "Озеро слез", "Человек перед лицом вечной тайны"). Позднее Шадр избавится от излишней велеречивости, но навсегда сохранит стремление к типической обобщенности образов в сочетании с некоторой пластической повествовательностью.
В 1920-х гг. по плану монументальной пропаганды он создает рельефы с изображением К. Маркса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, а также исполняет большой заказ на серию круглых скульптур для Гознака - "Рабочий", "Сеятель", "Красноармеец" (все 1922; с них должны были делаться изображения на денежных знаках, марках и облигациях). Реалистическая достоверность и обобщенно-плакатная выразительность этих фигур отвечали складывающимся принципам советской эстетики. Далее наступает длительный период работы над ленинской темой, начатый натурной скульптурой "Ленин в гробу" (1924) и продолженный памятниками Ленину - на Земо-Авчальской ГЭС в Грузии (1925-26), на Ижорском заводе в Ленинграде (1932), в подмосковных Горках (1934). Лучшие произведения рубежа 1920-х и 1930-х гг. - "Булыжник - оружие пролетариата" (1927), "Сезонник" (1929) - не только дают представление об индивидуальной манере художника, но и отчетливо выражают характерные для тех лет тенденции пластики, смысл которых - в передаче символики революционного порыва, пафоса социальных преобразований.
В 1930-х гг. Шадр работает в самых разнообразных жанрах - исполняет портреты ("Максим Горький", 1939, и др.), надгробия, садово-парковые и городские скульптуры. Предпочитает бронзу, - этот материал наиболее соответствует романтической приподнятости его образов. При всей художественной неоднозначности созданного им органическая широта дыхания уберегает все эти произведения от ординарности.
Буревестник (М. Горький). Голова проекта памятника для города Горького. 1939. Бронза
Булыжник - оружие пролетариата. 1927.Отлив 1947. Бронза
Рабочий. Отлив по гипсовому оригиналу 1922 г. Бронза
Сеятель. Отлив по гипсовому оригиналу 1922 г. Бронза
|
шадр иван дмитриевич папанин, шадр иван дмитриевич сытин
Иван Дмитриевич Иванов
Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия - Иванов; 1887 - 1941) - русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн».
- 1 Биография
- 2 Творческая деятельность
- 3 Интересные факты
- 4 Премии
- 5 Память
- 6 Примечания
- 7 Литература
- 8 Ссылки
Биография
Иван Дмитриевич Иванов родился в селе Такташинском (недалеко от уездного города Шадринска) 11 февраля (30 января) 1887 года у Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых. Село Такташинское – место сезонной работы плотника Дмитрия Евграфовича Иванова, а постоянное место жительства – Шадринск. Прадед Ивана расписывал стены в Спасо-Преображенском соборе, отец и дяди тоже были строителями и богомазами (церковными живописцами). Но по основному роду занятий Дмитрий Евграфовича был плотник. Иван Дмитриевич был третьим сыном в семье, насчитывавшей двенадцать детей.
В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Т. Э. Залькальна.
Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву, Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга. столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссёр Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы он мог учиться на певца. училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И. Е. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. Санкт-Петербурге Шадр посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу. столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в Русской армии.
Могила Шадра на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Academie de La Grande Chaumiere под руководством Ф. О. Родена и Э. А. Бурделя. Затем парижские учителя отправили И. Шадра на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. Москве он обучается в Московском археологическом институте. 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву.
В 1926 году И. Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов.
Умер И. Д. Шадр 3 апреля 1941 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2, надгробие - скульптор Рабинович, архитекторы Г. П. Гольц, А. А. Заварзин).
Творческая деятельность
И. Д. Шадр в своей мастерской в Москве работает над скульптурной композицией «Девушка с веслом» (1-й вариант)В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения, созданные им в 1910-1930-х годах, были посвящены преимущественно жертвам Первой мировой войны. Они связаны с традициями модерна и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры. Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника Мировому страданию» (1916). Позднее эта работа преобразовалась в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству».
В 1919 году Сибирский кадетский корпус за 18 тысяч рублей заказал Ивану Шадру памятник своему воспитаннику генералу Корнилову. том же году скульптор готовит проект коронования адмирала Колчака, а также проект памятника в честь освобождения Сибири. Кроме того, колчаковским правительством Шадру было поручена разработка эскизов денежных знаков серии «Возрождение России». Однако эти проекты так и остались нереализованными, так как в ноябре 1919 года Омское правительство бежало из Омска и город был занят частями Красной Армии.
В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу. Летом статуя уже была готова и установлена. Омске Иван Дмитриевич работал также над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.
И. Д. Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков»: фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля (гипс, 1922, Русский музей; бронзовые отливки - в Третьяковская галерея), созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Первые три скульптуры стали основой для выпуска четвёртого стандартного выпуска почтовых марок РСФСР (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 73-85), первого стандартного выпуска СССР (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 99-194) и частично - для двух последующих (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 281-287, 291-295). Первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и маркированный конверт вышли с «шадровскими» марками. Скульптуры Ивана Дмитриевича были также воспроизведены на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Шадринского района.
В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели успех.
В 1924 году Иван Шадр создаёт натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. За 13 лет И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе для Центрального Музея В. И. Ленина в 1934 году. Одна из самых значительных его работ - монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленной в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. И. Ленина (ЗАГЭС) в Грузии. Это один из первых памятников В. И. Ленину, он был демонтирован в 1991 году.
«Булыжник - оружие пролетариата» (парк Декабрьского восстания, Москва)
Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» (1922), скульптуру «Булыжник - оружие пролетариата» (1927). Последняя, помимо Москвы, была установлена в Челябинске, Львове, Шадринске, Монголии и Румынии.
Памятник на могиле Надежды Аллилуевой (1933)
В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. Основной моделью скульптора стала В. Д. Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако она подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького (Луганск)|парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.
К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, но фигура девушки была в купальнике и c веслом в левой руке, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году.
В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину. 1939 году создал скульптуру А. М. Горького в образе Буревестника (бронза, Третьяковская галерея). том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому. Однако этот памятник был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. И. Мухиной при помощи Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой.
Большинство работ И. Д. Шадра (в частности, «Штурм земли», «Булыжник - оружие пролетариата» и другие) находятся в Музее современной истории России в Москве.
И. Д. Шадр - автор надгробий Н. С. Аллилуевой (1933; архитектор - И. В. Жолтовский) и Е. Н. Немировича-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оба надгробия выполнены из мрамора и гранита. Надгробие для Надежды Аллилуевой было выполнено скульптором по заказу ЦК ВКП(б).
Иван Шадр и скульптор П. И. Таёжный были авторами макета ордена Ленина, эскиз которого был передан им весной 1930 года.
- Стандартные марки РСФСР и СССР, выполненные по скульптурам И. Д. Шадра
(ЦФА (ИТЦ) #81-83; Скотт #238-240)
(ЦФА (ИТЦ) #99, 101, 104; Скотт #250, 252, 255)
- Псевдоним «Шадр» Иван Дмитриевич начал использовать с 1908 года. Его основой послужило имя родного города Шадринска. Иван Дмитриевич писал:
Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» - от названия родного города, чтобы прославить его.
- В номере газеты «Ленинградская правда» в 1961 году (почти через 20 лет после смерти Шадра) появилась статья «Бронза, чугун, алюминий», посвящённая известному ленинградскому заводу «Монументскульптура». ней, в частности, говорилось:
В эти дни в цехи завода часто заходит ваятель И. Д. Шадр. Сейчас закончена отливка в бронзе его скульптуры, названной «Булыжник - оружие пролетариата».
Премии
- Сталинская премия первой степени (1952 - посмертно) - за памятник А. М. Горькому в Москве.
Память
- В 1962 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шадру.
- В 1987 году Свердловское (ныне Екатеринбургское) художественное училище получило имя И. Д. Шадра.
Примечания
- 1 2 Шадр Иван Дмитриевич - М.: 1978. Проверено 28 сентября 2015.
- «Памяти скульптора И. Д. Шадра». «Известия» № 79 (7455) от 4 апреля 1941 года.
- Шадр Иван Дмитриевич. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 27 февраля 2015.
- По информации Ф. Вергасова, впервые скульптура была установлена в августе 1928 года в только что открывшемся ЦПКиО им. Горького
- По другой версии, это этюд для скульптуры, выполненный самим Шадром.
- Ныне на кладбище установлена копия скульптуры, подлинник находится в Третьяковской галерее
- Бронза, чугун, алюминий // Ленинградская правда. - 1961. - 25 янв.
Литература
- Бирюков В. Портреты шадринских крестьян на государственных знаках СССР // Шадринское научное хранилище. - 1924. - № 1. - С. 5-10.
- Большая советская энциклопедия.
- Видов М. Скульптура должна жить! // Филателия СССР. - № 10. - 1987. - С. 4-6.
- Золотоносов М. Девушка с веслом // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб., 1999. - С. 20-29.
- Осинцев Л. Неизвестный Шадр. - Шадринск, 1995.
- Шадр И. Д. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. - М., 1978.
Ссылки
- Шадр, Иван Дмитриевич в библиотеке «Старатель»
- Вергасов Ф. Иван Дмитриевич Иванов - Иван Шадр (Проверено 18 января 2009)
- И. Д. Шадр, выдающийся советский скульптор (Проверено 18 января 2009)
- Некоторые работы И. Д. Шадра (Проверено 19 января 2009)
шадр иван дмитриевич папанин, шадр иван дмитриевич сытин
Шадр, Иван Дмитриевич Информацию О
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода Опубликовано 29.08.2018 10:06 Просмотров: 486И это у него получилось.
Иван Дмитриевич Шадр родился в городе Шадринске Курганской области – отсюда его псевдоним, который он использовал с 1908 г. Настоящая фамилия скульптора – Иванов. Выбранный псевдоним сам Шадр объяснял так: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» – от названия родного города, чтобы прославить его».
Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941)
М. Нестеров. Портрет скульптора И.Д. Шадра (1934). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Шадр – русский художник и скульптор. Известен своими монументальными произведениями в стиле модерн, хотя творил в эпоху социалистического реализма .
Родился в семье плотника в селе Такташинском Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне это Курганская область), когда отец был там на сезонной работе. А постоянное место жительства семьи – Шадринск. В семье было 12 детей. Прадед Ивана, а также его отец и дяди были строителями и иконописцами.
Учился в Екатеринбургской художественно-промышленной школе у Т.Э. Залькальна. Летом 1907 г. Иван Иванов вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький: на Каме, Волге, Дону, затем по Кавказу, Украине, а Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга в надежде поступить в Академию художеств. Чтобы зарабатывать на жизнь, он подрабатывал уличным пением, имея хороший голос. Здесь его услышал режиссёр Александринского театра М.Е. Дарский. Он помог юноше поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, где тот мог учиться вокалу. Но в училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой, посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу.
В 1910 г. молодой скульптор уехал в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Ф.О. Родена и Э.А. Бурделя, затем стажировался в Риме в Институте изящных искусств.
На современное зарубежное искусство Шадр имел свой взгляд: «Меня очень мало удовлетворяло одинокое, отрешенное, искусственное искусство Парижа. Хотя я всецело признавал большие достижения моих учителей... я невольно вспоминал прежние достижения былых веков – искусство индийское, японское, китайское. Я вспоминал храмы, святилища, капища. Они стремятся выразить образы вечности среди природы. Словом, я мечтал о новом монументальном искусстве.
В современной жизни я искал явления, которые были бы способны получить монументальное воплощение. Я верил, что и ныне возможно новое большое искусство».
Возвратившись в 1912 г. в Россию, Шадр поступает в Московский археологический институт. С 1918 по 1921 г. жил с женой в Омске, затем переехал в Москву. Детей у них не было.
Иван Дмитриевич Шадр умер 3 апреля 1941 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество
Иван Шадр нашёл своё призвание в монументальной реалистической скульптуре. Тему, которая могла быть воплощена в монументальном искусстве, скульптор увидел в истории революционной борьбы русского пролетариата, в событиях 1905 года.
И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата». Бронза. Парк Декабрьского восстания (Москва). Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее
Выразительно передана скульптором пластика тела пролетария и состояние душевного подъёма. Героический образ символизирует эпоху начала XX в. М. Нестеров отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.
Фигура молодого пролетария, выламывающего из мостовой булыжник, показана в динамике: она вот-вот готова выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Мускулы его рук и туловища напряжены, наполнены выразительностью.
Копии этой скульптуры были установлены в Челябинске, Львове, Киеве, Шадринске, Монголии и Румынии.
В течение 1910-1930 гг. он создал много мемориальных сооружений, посвященных жертвам Первой мировой войны. Для этих работ характерны метафора, тяжёлый ритм, романтический взгляд на события. Из числа ранних работ особенно выделяется нереализованный проект «Памятника Мировому страданию» (1916).
И. Шадр. Памятник Мировому страданию
Сам скульптор так описывал свою идею памятника: «Я представил себе человечество как единое существо, как личность. И я взял его в двух противоположностях: в смерти и в жизни, в страданиях и в радости... Этот памятник представляет громадный каменный двор, окружённый гигантскими плитами. Двор замыкается с одной стороны колоссальной пирамидой, знаменующей собой человеческую Голгофу с бесчисленными ступенями страданий. С другой, входной стороны - каменными Воротами Вечности. Ворота Вечности - высокая гранитная стена, испещрённая библейскими изречениями о вечности жизни. Над воротами надпись: «Пришельцы и странники мы на земле...». Их охраняют четыре колосса, олицетворяющие рождение, мужество, мудрость, вечность. В каменном массиве между гигантами узкий вход в сад, расположенный внутри памятника. По обе стороны двора - высокие стройные тополя. Окружённое тополями, мертвенно лежит в бассейне Озеро слёз».
В Омске Иван Дмитриевич Шадр работал над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.
По заказу Гознака он создал скульптуры «денежных мужиков» (фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля), которые должны были воспроизводиться на банкнотах.
И. Шадр «Сеятель»
Три первые скульптуры были изображены на почтовых марках, а также на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. В 1923 г. Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе для Центрального Музея В.И. Ленина.
В 1934 г. Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве. Моделью скульптора стала студентка Московского института физкультуры В.Д. Волошина. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 г. Но она подверглась критике, и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького г. Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее.
И.Д. Шадр в своей мастерской работает над скульптурой «Девушка с веслом» (1-й вариант)
В 1936 г. Шадр создал новую уменьшенную 8-метровую скульптуру из тонированного бетона. Она была разрушена в 1941 г. при бомбёжке.
Дешёвые гипсовые копии, которые были массово установлены в парках по всему СССР, не являлись скульптурами Шадра. В их основу была положена работа скульптора Р.Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 г. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.
Р.Р. Иодко «Девушка с веслом» (1936)
В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину. В 1939 году создал скульптуру А.М. Горького в образе Буревестника.
И. Шадр, Скульптура Горького в образе Буревестника (1939). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Молодой Горький изображён бунтарём. Волосы вокруг головы в виде огромных застывших волн дополняют образ. Две пряди надо лбом напоминают по силуэту парящего буревестника: «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзая тучи, пену волн крылом срывает...»
В том же году он подготовил классическую модель памятника Горькому, который был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Шадра В.И. Мухиной в содружестве с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой.
И. Д. Шадр – автор надгробий Н.С. Аллилуевой (1933; архитектор И.В. Жолтовский) и Е.Н. Немирович-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оба надгробия выполнены из мрамора и гранита.
И. Шадр. Памятник на могиле Надежды Аллилуевой-Сталиной на Новодевичьем кладбище (Москва)
Сейчас на кладбище установлена копия скульптуры, а подлинник находится в Третьяковской галерее. Памятник представляет собой стелу из белого мрамора, из грубо отесанного верха которой «вырывается» бюст Аллилуевой.
И. Шадр. Памятник на могиле дрессировщика В.Л. Дурова. Новодевичье кладбище (Москва)
И. Шадр. Скульптура «Сезонник» (1929)
Эта работа И.Д. Шадра имеет социальную трактовку образа: чётко вылепленные руки и голова указывают не только на изнурительно тяжелый труд человека, но и на его не сломленную никакими лишениями внутреннюю силу. На камне сидит умудрённый жизнью, усталый человек. Тяжело опущены натруженные работой руки. Но на его лице нет выражения безнадежности, а только напряжение мысли, борение духа. Создавая образ рабочего-сезонника, Шадр опирался на образ своего труженика отца.
Скульптура «Сезонник» установлена на площади им. Лермонтова в Москве.
Памятник И.Д. Шадру в Шадринске (1984). Скульптор Юрий Чернов и архитектор Гарольд Исакович
Иван Дмитриевич Шадр:
жизнь и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования.
Рис. 1 «Иван Дмитриевич Шадр. 1940 г.»
Среди деятелей культуры и искусства нашей Родины имя Ивана Дмитриевича Шадра (годы жизни 1887 – 1941 г.г.) давно занимает одно из почетных мест (рис. 1).
Выходец из народа своим трудолюбием и талантом добился выдающихся результатов. Его творчество с 20-х годов прошлого века и до конца жизни неразрывно связано с темой труда и человека – труженика.
Данная статья – это попытка проанализировать на сколько творчество скульптора, из маленького зауральского городка Шадринска, нашло свое отражение в предметах коллекционирования.
Были изучены архивные материалы, документы Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, книги, журналы, посвященные жизни и творчеству скульптора, материалы, предоставленные российскими коллекционерами, предметы из личной коллекции, а так же источники из сети интернет.
Образы творчества И. Шадра мы видим на банкнотах РСФСР и СССР, марках, конвертах, открытках, настольных медалях и статуэтках, диафильмах, значках.
Книги о скульпторе и его произведениях уже стали букинистической редкостью. Последний раз издавались в 1978 году, т.е. 37 лет назад.
О И. Шадре написано много статей и очень мало книг. Но на один момент хотелось бы обратить особое внимание.
Родился Иван Дмитриевич Шадр не 30 января (по старому стилю), как принято считать, а 31 числа (по старому стилю). О чем и сделана запись в Метрической книге Свято – Троицкой церкви села Островного за 1887 год.
Дата рождения - 31 января (по старому стилю) 1887 года, дата крещения - 1 февраля (по старому стилю). Родители: города Шадринска мещанин Дмитрий Евграфов Иванов и жена его законная Мария Егорова, оба православные.
Творчество Ивана Дмитриевича, нашедшее свое отражение в предметах коллекционирования условно можно сгруппировать по нескольким направлениям:
1. Бонистика.
2. Филателия.
3. Филокартия.
4. Коллекционирование конвертов.
5. Настольные медали.
6. Значки.
Из произведений И.Д. Шадра наибольшую известность получили скульптуры, выполненные по заказу Гознака: «Рабочий» (рис. 2), «Крестьянин» (рис.3), «Сеятель» (рис.4), «Красноармеец» (рис.5). А так же скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата» (рис. 6).
Политика Коммунистической партии большевиков в области искусства, первые постановления нового Правительства по вопросам культуры четко определили новый путь советского искусства, утвердили его новое содержание – изображение людей труда, подвиг народных масс в строительстве нового общества.
Это время, когда формируется новый стиль в искусстве – стиль социалистического реализма.
рис. 2 скульптура «Рабочий» (фрагмент)
рис. 3 скульптура «Крестьянин» (фрагмент)
рис. 4 скульптура «Сеятель» (фрагмент)
рис. 5 скульптура «Красноармеец» (фрагмент)
рис. 6 скульптура «Булыжник – оружие пролетариата»
О создании скульптур «Рабочий» и «Красноармеец» мало что известно. Создавались они в 1922 году в Москве. Видимо имели собирательный образ. И. Шадр оставил мало воспоминаний о том периоде. Он много делился своими замыслами с женой, но личный архив не сохранился.
Куда больше сведений мы имеем о скульптурах «Крестьянин» и «Сеятель».
Одну из первых заметок, как создавались эти образы, мы находим в журнале «Советский филателист» за 1924 год № 11 – 12 на стр. 37 в статье Ф. Яковлева «Портреты Шадринских крестьян на Государственных знаках С.С.С.Р.»: « На облигациях хлебного займа мы видим изображение сеятеля. Это Кириан Кириллович Авдеев (курсив –авт.) , крестьянин д. Прыговой, Калгановской, тож Крестовской вол., Шадринского уезда, Екатеринбургской губернии; а изображение старика на почтовых марках так же Калгановского – это Перфирий Петрович Калганов … ».
В газете «Красный Курган» от 26 июля 1926 года – в статье Г. Плетнева «Как портрет Куприяна Кирилловича заменил царский» автор пишет: «…На червонцах и различных облигациях изображена фигура сеятеля. <…> Кто он – этот мужик, чье изображение волею революции сменило на деньгах портреты всероссийского пьянчужки Николая II-го?<…> Это крестьянин Уральской области, Шадринского округа, Исетского района, Куприян Кириллович Авдеев (курсив – авт.) …»
Таких неточностей в описании имен прототипов скульптур, жизни и творчества Иван Дмитриевича в литературе встречается множество.
На сегодня изучено множество документов. Общепринято, что написание имени и фамилии прототипов скульптурных произведений «Сеятель» - Куприян Авдеев (рис. 7), «Крестьянин» - Порфилий Калганов.
рис. 7 «Куприян Кириллович Авдеев – прототип образа скульптуры «Сеятель», И.Д. Шадра.
Бонистика.
Коллекционный материал по бонистике условно можно разделить по нескольким разделам:
I) Изображение и водяные знаки скульптурных композиций «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель» скульптора И. Шадра на государственных денежных знаках, банковский билетах, Государственных казначейских билетах, Платежных обязательствах, Транспортных сертификатах.
II ) Изображения и водяные знаки скульптурной композиции «Сеятель» на облигациях, купонах облигаций, займах.
III ) Изображение скульптурной композиции «Сеятель» на невыпущенных в обращение денежных знаках.
I ) Государственные денежные знаки, банковские билеты, Государственных казначейских билетах, Платежных обязательствах, Транспортных сертификатах.
Именно для денежных знаков нового советского государства были заказаны новые образы – образы крестьян, олицетворяющих людей нового советского государства, образы победившего пролетариата, красноармейца. Эти образы олицетворяли крепость духа народа. Именно человека творца, человека – труженика, защитника молодого советского государства хотели увековечить в истории.
«Крестьянин» и «Красноармеец».
Государственные денежные знаки СССР номиналом «Пятнадцать тысяч рублей» (рис. 8) и «Двадцать пять тысяч рублей» (рис. 9). Были выпущены в обращение в 1923 году на основании Постановления ЦИК СССР от 18 декабря 1923 года и 7 февраля 1924 года.
Изображение денежных знаков несут на себе выполненные в графическом стиле портреты «Крестьянина» и «Красноармейца» Ивана Шадра.
рис 8 Государственный денежный знак СССР и фрагмент 15 000 руб. 1923 год.
рис 9 Государственный денежный знак СССР и фрагмент 25 000 руб. 1923 год.
Крестьянин – хлебороб, человек труда, символ новой жизни. И.Д. Шадр с одной стороны создал обобщенный образ крестьянина, с другой – придал ему черты конкретного человека.
Красноармеец – молодой парень, целеустремленно смотрящий вперед. Человек, ставший на защиту новых, коммунистических идеалов.
«Сеятель».
По фотографическим снимкам со скульптуры И. Шадра (рис. 10) художником Гознака Иваном Дубасовым были сделаны эскизные рисунки крестьянина- сеятеля, а гравером Периклом Ксидиасом - гравюрные изображения (рис. 11), которые впоследствии использовались для изготовления денежных знаков и облигаций:
Денежный знак «Билет Госбанка СССР 3 червонца» 1924 г. (рис. 12), поступивший в обращение в августе 1924 года был выпущен на основании – Циркуляра Правления Государственного Банка от 30 июля 1924 года № 55 «О выпуске в обращение банковых билетов 3-червонного достоинства образца 1924 года».
Выпускались с 1923 по 1929 год. Печать знака произведена металлографическим способом, надписи на банкнотах – типографским.
рис 12 Билет Государственного Банка СССР «Три червонца».
«Рабочий»
Изображение «Рабочего» по скульптурным работам Шадра в бонистике нашло свое отражение в двух направлениях – рисунки на лицевой стороне купюры и в изображении водяного знака, использующегося для облигаций ценных бумаг и сертификатов.
«Государственный казначейский билет 5 рублей» образца 1925 года (рис. 13). Банкнота была выпущена в марте 1925 года. Тиражировались до начала 1930-х годов. Документ, на основании которого они были выпущены, не известен.
С лицевой стороны использованы металлографская печать и гравированный портрет «Рабочего». В разработке лицевой стороны банкноты принимали участие художники В.К. Куприянов, И. Дубасов.
рис. 13. Государственный казначейский билет 5 руб. 1925 года
Изображение «Рабочего» использовалось на «Платежных Обязательствах Центральной кассы Народного Комиссариата Финансов» образца 1923 года номиналом 100 руб., 250 руб., 500 руб. (рис. 14), 1000 руб.
На «Платежных Обязательствах Центральной кассы Народного Комиссариата Финансов С.С.С.Р.» образца 1924 года номиналом 100 руб. (рис. 15), 250 руб., 500 руб., 1000 руб.
На «Краткосрочных Платежных Обязательствах Народного Комиссариата Финансов Союза С.С.Р.» образца 1928 года номиналом 100 руб., 250 руб., 500 руб., 1000 руб.
В левой половине размещалась виньетка с графическим изображением фрагмента скульптуры И. Шадра «Рабочий». На обязательствах номиналом в 100 рублей образца 1928 года - изображение использовалось и на водяном знаке.
рис. 14. Платежное обязательство. 1923 год.
Рис. 15. Платежное обязательство. 1924 год.
Транспортный сертификат или беспроцентные заемные обязательства Народного комиссариата путей сообщения (НКПС).
На сертификате надписи – «1923 год» и «Пять рублей золотом» (рис. 16). На левом поле банкноты водяной знак скульптурный портрет «Рабочего» И. Шадра и надписи «ПЯТЬ РУБЛЕЙ» (рис. 16.а). Сертификат выпущен на основании Постановления Совета труда и обороны (СТО) СССР от 26 июля 1923 года.
Выпущены были в виде своеобразных квитанций, обязательных лишь к приему только для касс железнодорожного и водного транспорта. Они были удобны как устойчивая разменная купюра, принимаемая в платежи по курсу золотого рубля.
рис. 16. Лицевая сторона Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом.
рис. 16.а. Изображение водяного знака Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом.
II ) Изображение и водяные знаки скульптурной композиции «Сеятель» на облигациях, купонах облигаций, займах.
Облигации «Второго внутреннего краткосрочного государственного хлебного заема» 1923 года всех серий и номиналов.
«Крестьянский выигрышный заем» 1924 года облигации номиналом 1 рубль (рис. 17), 3 рубля, 5 рублей.
«Второй крестьянский выигрышный заем 1925 года» облигации номиналом 5 рублей, 10 рублей, 50 рублей.
«Третий крестьянский выигрышный заем 1927 года» облигация номиналом 5 рублей.
рис. 17. Изображение предоставлено О. Парамоновым
Изображение «Сеятеля» так же было на купонах «Внутреннего выигрышного заема укрепления крестьянского хозяйства» номиналом облигации в 10 рублей 1927 года (рис. 18) и купонах «Внутреннего выигрышного заема укрепления крестьянского хозяйства» номиналом облигации в 2 рубля 50 копеек 1928 года.
рис. 18. Облигация в Десять рублей.
В 1923 году был проведен «Сахарный заем». На лицевой и оборотной стороне был изображен новый герб Союза Советских Социалистических Республик. На водяных знаках сахарного займа номиналом в «Пять пудов» и «Двадцать пять пудов» изображен скульптурный портрет И. Шадра – «Рабочий».
III ) Изображение скульптурной композиции «Сеятель» на невыпущенных в обращение денежных знаках.
Реформирование денежного обращения молодого государства находилось в постоянном движении. Страна восстанавливалась после разрушительных и изнуряющих войн.
Советское правительство восстанавливает денежное обращение на всей территории страны. В работе Гознака постоянно находились заказы правительства на новые денежные знаки. Какие-то знаки утверждались, а какие-то так и остались на уровне эскизов.
Пробная банкнота (рис. 19) «Государственный казначейский билет 1 рубль золотом» 1924 г. Невыпущенный в обращение.
рис 19 Пробный вариант Государственного Казначейского билета СССР номиналом 1 руб. золотом. 1924 год.
Филателия.
Творчество Ивана Шадра, нашедшее свое отражение в филателии, условно можно разделить на два направления:
а) изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра
б) изображение портрета скульптора Ивана Дмитриевича Шадра;
Различия, нюансы марок почтовой оплаты РСФСР и СССР подробно описаны в Каталогах и многочисленных статьях. В своей статье не будем подробно останавливаться на этом.
Изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра:
На одних из первых стандартных выпусков марок почтовой оплаты были изображены «Рабочий» , «Крестьянин» , «Красноармеец» (рис. 20).
Выпускались в РСФСР и СССР в 1922 – 1927 г.г. В разработке рисунков принимали участие художники А. Якименко, А. Троицкий, Д. Голядкин. Почтовые марки выпускались миллионным тиражами и служили для оплаты почтовых тарифов и охватывали всю шкалу номиналов, необходимую для этого.
рис. 20. «Красноармеец», 1923 г.
К первому направлению относятся почтовые марки СССР, изображающие скульптурные памятники, автором которых являлся Иван Дмитриевич.
К ним можно отнести марки серии «Скульптурные памятники СССР».
В 1959 году вышла почтовая марка СССР «Памятник А.М. Горькому в Москве» (рис. 21).
рис. 21 «Памятник А.М. Горькому в Москве», 1959 г.
Памятник Алексей Максимовичу Горькому был установлен уже после смерти Ивана Дмитриевича. По первоначальному проекту Шадра. Скульптором выступила В. Мухина и архитектором З. Розенфельд. Открытие состоялось через 10 лет после смерти автора в 1951 году.
Интересно высказывание современников о произведениях Шадра, в период рассмотрения концептуальных проектов на конкурсе.
В «Литературной газете» за 1939 год № 029 (808) от 26 мая на стр. 6 в статье «Шесть эскизов. На выставке проектов памятников Горькому» Евг. Кригер описывает представленные на конкурс работы памятников А. Горькому скульпторами М. Белашевым, Б. Королевым, А. Матвеевым, С. Меркуровым, В. Мухиной и И. Шадром. Вот как описывает увиденное автор: « Для Москвы Шадр дал проект, в котором мы видим Горького таким, каким знали в последние годы. Спокойная, ясная, с предельной простотой вылепленная фигура великого мудреца…Великое богатство мыслей и чувств в этом человеке, но нет в нем ни усталости, ни равнодушия. Таким мы знаем Горького, таким воссоздает его облик Шадр ».
О судьбе памятника хорошо рассказала в 2007 году радио «Эхо Москвы» Людмила Марц, заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи. [ 31]
В 1939 году была создана модель памятника И. Шадром и выставлена на конкурс. Конкурс Иван Дмитриевич выиграл. Изначально планировалось установить памятник на Манежной площади, но решение было изменено. Новое решение - установить памятник на площади Белорусского вокзала. Автор начал вносить концептуальные решения, но не успел. Шадр заболел и 3 апреля 1941 года умер. Над прахом Ивана Дмитриевича Мухина поклялась, что окончит работы над памятником А. Горькому.
В 1946 году В. Мухина со своими помощниками возобновила работы над памятником. Курировал работы председатель комитета по искусству Храпченко. После двух лет работы памятник был сделан в гипсе, принят комиссией и отлит в бронзе. В этот период Храпченко снимают с должности, назначается новая комиссия, которую не устраивает трактовка образа пролетарского писателя. В. Мухина вместе с Н. Зеленской и З. Ивановой снова приступили к работе на памятником. Были внесены корректировки в образ писателя. После окончания работ гипсовый вариант памятника был затонирован под бронзу и выставлен на ВДНХ. Комиссия приняла памятник. Литейщик - Лукьянов. Сложно сказать, что повлияло на качество работы, но изначально отлит памятник был с большими технологическими огрехами. Не смотря на технические проблемы 10 июня 1951 года памятник А.М. Горькому был торжественно открыт на площади Белорусского вокзала.
Первая реставрация была проведена в 1972 году Лукьяновым. По словам Л. Марц -реставрация по документам не значится.
В 1999 году были проведены реставрационные работы с целью улучшения технического состояния и экспозиционного вида памятника. Заказчик Главное управление памятников г. Москвы, подрядчик – ООО «фирма «ВИОЛе».
16 декабря 2005 года памятник Горькому был демонтирован, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Памятник был перемещен в Парк искусств. В результате ошибок при демонтаже и нахождения длительного времени в горизонтальном состоянии на памятники несколько серьезных дефектов.
Вертикально памятник А. Горькому был поставлен в конце июля 2007 года.
Будет ли памятник восстановлен на своем историческом месте не известно.
В почтовой марке СССР, посвященной 50-летию Центрального музея революции СССР 1974 г., ныне здание Государственного центрального музея современной истории России, и на почтовой марке с датой 1962 г. серии «Советский скульптор» «И.Д. Шадр» (рис. 22), изображена скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата ».
Хочется отметить, что в 30-х годах встречается другое название. Так на открытке издания Музея революции СССР 1930 года композиция называется – «Рабочий, строй баррикаду».
рис. 22 Почтовая марка СССР, И.Д. Шадр. 1962 г.
Коллекционирование конвертов.
Для любителей коллекционирования конвертов будет интересно знать, что Гознак до 1991 года, а после 1991 года Издательский центр «Марка», неоднократно выпускали художественные маркированные конверты (далее по тексту ХКМ) и конверты Первого дня, посвященные творчеству И.Д. Шадра с изображением автора и его скульптурных произведений.
На сегодняшний день привожу известные варианты. Описание выпусков идет в хронологическом порядке.
В 1975 году вышел конверт (ХКМ) в серии «Скульптурные памятники Москвы» с изображение скульптурной композиции «Булыжник – оружие пролетариата». С указанием на оборотной стороне: скульптор И.Шадр. Министерство Связи СССР. 1975 год. 18. VIII – 75. Рисунок художника Н. Ветцо. Изготовлено на Пермской фабрике Гознака. Цена 5 копеек.
В 1976 году выпущен ХКМ с изображением памятника А.М. Горького на площади Белорусского вокзала с лицевой стороны (рис. 23). Размер 114 мм х 161 мм. С указанием на оборотной стороне конверта: скульптор И. Шадр, В. Мухина. Архитектор З. Розенфельд. Министерство Связи СССР. 1976 год. 22. I. -76 г. Рисунок художника Н. Колесникова. Изготовлено на Пермской фабрике Гознака. Цена 5 копеек.
рис. 23 ХМК и фрагмент рисунка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала.
В 1985 году выпущен конверт «Первого дня» (рис. 24). Размер 114 мм х 161 мм. С лицевой стороны изображение скульптуры «Булыжник - оружие пролетариата» с датой в верхнем левом углу «1905» и подписью под скульптурой – «Первый день». На обороте: Конверт первого дня. Министерство Связи СССР. 1985. № 851. З. 4334. МТ Гознака. 13.06.1984. Скульптур И. Шадр. Рисунок художника И. Козлова. Цена 1 копейка.
рис. 24 Конверт Первого дня. «1905».
В 1986 Министерством связи СССР году к 100-летию со Дня рождения И. Шадра (рис. 25) был выпущен конверт, изготовленный на Пермской фабрике Гознака, художник Г. Кравчук. 114х161 мм. Без гашения и гашением Шадринского узла связи Курганской области с датой 11.02.1987 г.
рис. 25. ХМК посвященный Шадру И.Д. и фрагмент штемпеля.
В год 70 – летия со дня смерти скульптора Шадра (рис. 26) Россвязью был подготовлен (дата на конверте с оборотной стороны 29.12.2011 г) и выпущен 2012 году в обращение, изготовленный в издательском центре «Марка», дизайн Х. Бетрединовой, ОАО «Ряжская печатная фабрика». Размер конверта 110х219 мм.
рис. 26. ХМК посвященный Шадру И.Д.
Открытки
Не меньший интерес вызывают открытки, посвященные теме творчества Ивана Шадра. Известные открытки описаны в хронологическом порядке издания.
1. 1930 год. Почтовая карточка (рис. 27) . На лицевой стороне изображение скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата». На обороте дано название скульптуре – «Рабочий, строй баррикаду!». Скульптор И.Д. Шадр. Издание музея Революции СССР. Москва. Главлит. № А-70676. Тираж 20 000 экз. Москва. 1930. Гознак, Мытная 17. Цена первоначально 6 копеек.
рис. 27. Открытка и фрагмент. «Рабочий, строй баррикаду». 1930 г.
2. 1952 год. Почтовая карточка. «Москва. Памятник Максиму Горькому.» Издательство Фотокомбинат «Союзторгреклама» Министерства Торговли СССР. Л52953. 2. V . 1952. Типография издательства АМН. Заказ 2097. Тираж 10 000 экз. Цена 85 коп.
3. 1953 год. Почтовая карточка. «Москва. Памятник Максиму Горькому.» Издательство Фотокомбинат «Союзторгреклама» Министерства Торговли СССР. Л90108. 1. X . 53 г. 1-я типо-литография Гимиз. Заказ 55. Тираж 10 000 экз.
4. 1953 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник А.М. Горькому.» Фото Н. Соловьева. Ред. В. Колчин. Подписано к печати 3. VII. 1953 г. Ш04059. Изд. № 15508. Заказ 887. Тираж 100 000 экз. Москва. 15-я типография «Искра революции». Цена 10 копеек.
5. 1954 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник А.М. Горькому на площади Белорусского вокзала». Фот Г. Петрусова. Ред. В. Иллеш. А02369. 31. VIII. 1954 г. Изд. № 15587. Тираж 100 000 экз. Заказ 175. Москва. 1-я Образцовая типография им. А.А. Жданова. Цена 10 копеек.
6. 1954 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник М. Горькому. Фото А. Тартаковского. Ред. И. Миланова. Фотостудия Изогиза. Москва 1954 год. А04326. 24. IV . 1954 г. Изд. № 2514-ф. «Москомпечать». Заказ 949. Тираж 40 000 экз. Цена 75 копеек.
7. 1956 год. ГФК Филателия. Филателистическая контора. «Москва. Памятник М.Горькому.» Цветное фото И.Б. Голанд. Л33510. 3. IV. 1956 г. Заказ № 438. Тираж 100000 экз. Таллин. Типография «Октообер». Цена 20 коппек.
8. 1956 год. Почтовая карточка. «г. Москва. Памятник М.Горькому.». Цветное фото И.Б. Голанд. Издание Министерство связи СССР. Ш06332. 8. V. 1956. Москва. Печатная фабрика Гознака. Заказ 17258. Пропечатана почтовая марка 40 копеек.
9. 1956 год. «Памятник М.Горькому». Фото И.Шагина. Ш14451-56. 5-19. Тираж 100 000 экз. Заказ 41. Т-1. Цена 10 копеек.
10. 1957 год. «Памятник А.М. Горькому в Москве.». Скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, Н.Г. Зеленская, З.Г. Иванова. Ш01643. 11. II – 57г. Типография издательства «Советский художник». Москва, Мало-Московская улица 42. Тираж 50 000 экз. Цена 10 копеек.
* на открытке плохо пропечатана буква «О» в фамилии И.Д. Шадра. Пользователи прочитывают фамилию как «Шадо».
11. 1957 год. Издательство «Правда» (рис. 28). «Москва. Памятник А.М. Горькому.». Фото Г. Петрусова. Ш04829. 1957г. Заказ 1852. Издательство Ордена Ленина типографии газеты «Правда». Тираж 350 000 экз. Цена 20 копеек.
рис. 28 Открытка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала. 1957 г.
12. 1959 год. «Памятник А.М. Горькому. Москва. Площадь Белорусского вокзала.». И.Д. Шадр (1887 – 1941) и В.И. Мухина (1889 – 1953). Ш09123 – 59г. 5-67. Полиграфкомбинат г. Калинин. Тираж 20 000 экз. Цена 10 копеек.
13. 1961 год. Открытка. На лицевой стороне фотография композиции «Булижник..». На оборотной стороне: Надпись «И.Д. Шадр (1887-1941). Булыжник – оружие пролетариата. 1905 год. 1927. Подписано к печати 10. III . 61. З 1587-9т. Типография издательства «Советский художник». Москва. Мало-Московская ул., 21. Цена 1 копейка.
14. 1964 год. Открытка. На лицевой стороне фотография композиции «Булыжник…». На оборотной стороне: Аннотация по скульптору И.Д. Шадру с кратким описанием параметров скульптуры и основных вех жизни. Издательство «Советский художник». А04890 – 64г. 9-1356. З.147. Тираж 50 000 экз. Экспериментальная типография ВНИИПП. Цена 1 копейка.
15. 1975 год. «Москва. Памятник А.М. Горькому» (рис. 29). Скульпторы В. Мухина, З.Иванова, Н. Зеленская. Архитектор З. Розенфельд. Фото Д.Смирнова. Издательство «Планета». Фабрика фотопечати. Москва. 1075 год. А13957. О-113. Тираж 45 000 экз. Цена 8 копеек.
рис. 29 Открытка фрагмент оборотной стороны.. Москва. Памятник А.М.Горькому. 1975 г.
Значки
1. «Памятник Алексею Максимовичу Горькому 1951». Штамп «ЭКтп». Цена 15 копеек.
2. «Москва Памятник А.М. Горькому». Штамп «ЩЗ». Цена 15 копеек.
3. Значок с изображением скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата.» и подпись – «Шадринск». «ШЗПМ». Отсутствует штамп с ценой.
4. «100 лет И.Д. Шадр»
Закончить статью о И.Д. Шадре мне хотелось словами из некролога на смерть Ивана Дмитриевича Шадра: «… Художник, горячо преданный социалистическому искусству, он создал произведения, вошедшие в историю советской художественной культуры. Его широко известная монументальная скульптура «Булыжник – оружие пролетариата» - проникнута пафосом революционной борьбы. <…> Оригинальность замысла, неподдельная искренность, благородство образов – таковы качества, которыми отмечено творчество И.Д. Шадра…»
Творчество нашего земляка, выдающегося скульптора Ивана Дмитриевича Шадра имеет глубокие природные корни. Оно неразрывно связано с становлением новой, советской государственности, с развитием молодой социалистической культуры.
Произведения Ивана Шадра являются не только нашим национальным достоянием. Они, бесспорно, принадлежат к шедеврам мировой культуры.
Источники:
«Иван Дмитриевич Шадр. 1940 г.» фотография из фондов шадринского краеведческого музея им В.П. Бирюкова.
ГАКО Ф 244, Оп 1, Д 501, ЛЛ 4 об - 5
Скульптура «Рабочий» (фрагмент). Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора
Скульптура «Крестьянин» (фрагмент).Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора.
C кульптура «Сеятель» (фрагмент). Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора.
Скульптура «Красноармеец» (фрагмент). «Иван Дмитриевич Шадр». Изд. «Советский художник» , М., 1951, стр. 38.
Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата». «Иван Дмитриевич Шадр» изд. «Советский художник» , М., 1951, стр. 48.
Журнал «Советский филателист» за 1924 год № 11 – 12 на стр. 37. в статья Ф. Яковлева «Портреты Шадринских крестьян на Государственных знаках С.С.С.Р.».
Газета «Красный Курган» от 26 июля 1926 г. Статья Г. Плетнева «Как портрет Куприяна Кирилловича заменил царский»
Куприян Кириллович Авдеев. Фото из фондов Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова.
«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 158.
Государственный денежный знак СССР и фрагмент 15 000 руб. 1923 год, из коллекции автора.
Государственный денежный знак СССР и фрагмент 25 000 руб. 1923 год, из коллекции автора.
Скульптура «Сеятель». Из экспозиции Шадринского Краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, фото автора.
Гравюрное изображение предоставлено О. Парамоновым.
«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 199.
Билет Государственного Банка СССР «Три червонца», из коллекции автора.
Государственный казначейский билет 5 руб. 1925 года, из коллекции автора
А.Е Денисов «Б умажные денежные знаки РСФСР, СССР и Российской Федерации 1918 – 2005.», часть 2 «Государственные бумажные денежные знаки СССР и России 1924 – 2005 годов», Москва, «Дипак », 2005 г., стр. 82.
Платежное обязательство. 1923 год. Изображение из книги Д.А. Сенкевича «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР. Каталог.» СП Западногерманское предприятие «Межнумизматика», Москва, 1989 г, стр. 152.
Платежное обязательство. 1924 год. Изображение предоставлено сайтом Fox notes , просмотр 1 февраля 2015 года.
«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 179.
Лицевая сторона и изображение водяного знака Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом. Изображение книга Д.А. Сенкевич «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР. Каталог.» СП Западногерманское предприятие «Межнумизматика», Москва, 1989 г, стр 155.
Облигация в один рубль «Крестьянского выигрышного заема». 1924 год. Изображение предоставлено О. Парамоновым.
Облигация в десять рублей «Внутреннего выигрышного заем укрепления крестьянского хозяйства», 1927 год. Из фондов Шадринского Краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, фото автора.
О.В. Парамонов «Хлеб, золото, наган…» Альманах Общества «РОИ» книга I 2012 г. стр 94.
Пробный вариант Государственного Казначейского билета СССР номиналом 1 рубль золотом. 1924 год. www. goznak. ru/ about/ history/4/ , просмотр 01.03.2015 года.
Почтовая марка РСФСР, 1923 г., цена 10 рублей, из коллекции автора.
Почтовая марка СССР, «Памятник А.М. Горькому в Москве», 1959 г., цена 60 копеек.