Праведный иосиф обручник. Святой праведный иосиф обручник. Тропарь праведному Иосифу Обручнику, Давиду царю и Иакову, брату Господню
Иосиф Обручник
(дни доброй памяти в православной и католической общинах Единой Святой Соборной Апостольской Церкви 19 марта и 31 декабря)
Иосиф Обручник, обрученный муж Пресвятой Девы Марии (Мф. 1, 18 и след.). Он по прямой линии происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в глухом Назарете, занимался плотничеством. О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел. Под его именем известно апокрифическое евангелие «История Иосифа плотника».
Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. О воплощении через Нее Сына Божия ему возвестил Ангел. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет.
В некоторых странах День святого Иосифа (Feast of St. Joseph) является официальным общенародным праздником, в некоторых странах в этот день чествуют отцов, например, в Испании и Италии.
Святой Иосиф происходил из рода Давида. Будучи плотником в Назарете, он обручился с девой Марией, однако, прежде чем они поженились, его невеста зачала от Духа Святого.
Когда ее состояние стало ясным, Иосиф был смущен и даже размышлял над супружеской неверностью Марии. Поэтому он намеревался расстаться с ней «тихо», то есть без огласки, тайно отпустив ее. Однако, Ангел, явившийся Иосифу во сне, возвестил ему, что ожидаемый Марией младенец - благодатный дар от Святого Духа. Иосиф принял Марию и жил с ней в девственном браке.
С 1870 года святой Иосиф является покровителем вселенской церкви, а также носящих его имя орденских обществ, братств и союзов. Его почитают покровителем супругов и христианских семей, детей, молодежи, дев, сирот, воспитателей, путешественников, узников, умирающих, а также рабочих и ремесленников, дровосеков, инженеров, саперов.
Кроме того, святого Иосифа считают покровителем Бельгии.
О жизни Иосифа (Иосиф Обручник, Иосиф Плотник, Святой Иосиф), кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало: царского происхождения, вел очень простой образ жизни и был бедным плотником. От первого брака у него было шестеро детей, а когда в его жизни появилась Мария, Иосифу было уже около 80 лет.
Когда наступил момент начала совместной супружеской жизни с Марией, Иосифу стало известно, что его жена уже беременна: “…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого”. Будучи человеком праведным, он решил не предавать это огласке, чтобы не причинять страданий Марии, и “хотел тайно отпустить Ее”. В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Ангел Господень и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; // Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”. Иосиф поступил в соответствии со словами ангела и нарёк сына так, как было ему открыто: “И не знал ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус”.
Иосиф был преклонным вдовцом, избранным быть хранителем девственности Марии не только за свою праведность, но и по причине почтенной старости. Это оказало влияние на иконографию: обычно Иосифа изображается почтенным старцем. Однако некоторые латиноязычные Отцы Церкви считали Иосифа девственником, как и Марию, и представляли их брак особой мистической реальностью, свободной от всего плотского, - как брак не “во едину плоть”, но “во единый дух и во едину веру”.
После рождения Иисуса Иосиф еще дважды получает особые Откровения. Во второй раз ангел, явившийся ему во сне, предупреждает об угрозе для жизни Младенца со стороны царя Ирода и повелевает бежать в Египет. А затем и в Египте ангел сообщает о том, что опасность миновала и можно возвратиться на родину: “…встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца”.
Иосифу посвящен апокриф “История об Иосифе Плотнике”. Согласно апокрифу, Иосиф умер в возрасте 111 лет, и его погребение было совершено ангелами.
Религиозное почитание св. Иосифа возникло после 13 в. и развивалось вплоть до середины 20 в. Католическая община церкви почитает его как покровителя вселенской церкви, а также покровителя всех трудящихся, семьи, девственниц и умирающих.
Некоторые говорят, что традиция отмечать этот день началась на Сицилии в Средние века. В то время была страшная засуха. Жители Сицилии молились святому Иосифу, своему покровителю, чтобы он вмешался. Взамен на дождь они обещали приготовить огромный пир в его честь.
Их молитвы были услышаны, и начался дождь. Сицилийцы сдержали слово и накрыли для бедных жителей города огромные столы. С тех пор 19 марта стал днем щедрости и доброты.
Святой Иосиф с младенцем Иисусом (Гвидо Рени, ок. 1635 года)
Образ святых в литературе помогает нам увидеть и лучше понять людей, которые, по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, стали друзьями Бога.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом Иосифе Обручнике и о том, каким он предстает в «Легендах о Христе» Сельмы Лагерлёф.
Место действия - Вифлеем, время - 1 век нашей эры.
Многие дети зачитываются сказкой «Приключения Нильса с дикими гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. А когда становятся старше, берут в руки книгу «Легенды о Христе» - этот сборник новелл который поражает своей задушевной интонацией и теплотой веры.
В «Легендах о Христе», среди прочих героев, перед нами предстает и Святое Семейство: Христос, Его мать Мария и отец Иосиф.
Один из рассказов - «Святая ночь» - посвящен святому Иосифу Обручнику. Автор не называет в этой притче Иосифа по имени. Да и зачем? Все и так понимают, кто в глухую ночь вышел на поиски огня, чтобы обогреть Марию и родившегося в пещере Младенца Христа.
Иосиф видит в поле костер, а рядом - тесно лежащих возле огня овец, сторожевых собак и спящего пастуха. Собаки не залаяли на незнакомца, овцы не проснулись, а палка, сердито брошенная спросонья пастухом - пролетела мимо...
Лагерлёф:
«Человек подошел к пастуху и сказал ему: «Друг, помоги мне, дай
мне огня! Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь,
чтобы согреть ее и младенца!»
Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки
не залаяли на этого человека, овцы не разбежались от него и посох, не задев его, пролетел мимо, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.
«Бери, сколько тебе нужно!» - сказал пастух.
Но костер уже почти догорел, и вокруг не осталось больше ни поленьев,
ни сучьев, лежала только большая куча жару; у незнакомца же не было ни
лопаты, ни совка, чтобы взять себе красных угольков.
Увидев это, пастух снова предложил: «Бери, сколько тебе нужно!» - и
подумал, что человек не сможет унести с собой огня.
Но тот наклонился, выбрал себе горстку углей голыми руками и положил их
в полу своей одежды. И угли не обожгли ему рук, когда он брал их, и не
прожгли его одежды; он понес их, словно это были яблоки или орехи...
Из Евангелия от Матфея известно, что Иосиф происходил из рода царя Давида. Он жил в небольшом городке Назарете, плотничал, имел жену т детей от первого брака.
После смерти первой жены, уже в преклонном возрасте Иосиф был обручен с Марией. Потому он - Иосиф-Обручник.
В Евангелии дана емкая и похвальная характеристика этого человека: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен»...
«Праведен» - это слово включает в себя удивительное смирение Иосифа, его жертвенность, и готовность беспрекословно служить Марии и Богомладенцу.
Вот и в рассказе Сельмы Лагерлёф Иосиф берет угли голыми руками и думает не о себе, а о том, чтобы скорее обогреть Марию и Христа.
Лагерлёф:
«-Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?
-Я не могу тебе этого сказать, если ты сам этого не увидишь, -ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца».
Иосифу некогда рассказывать о себе - он очень торопится.
Но в отличие от пастуха, мы кое-что знаем о нем из Священного Писания.
Иосифу было около восьмидесяти лет, когда ему была обручена Дева Мария. И он смутился в душе, узнав, что Мария стала беременной, как говорится в Евангелии, хотел «тайно отпустить Её». Но Иосифу во сне явился архангел Гавриил, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Иосиф сразу и безоговорочно поверил небесному вестнику. Он и потом не будет думать о возрасте и об усталости, когда от гнева Ирода Святому Семейству придется бежать в Египет, и позже, сопровождая Марию и отрока-Христа из Назарета в не близкий Иерусалимский храм...
Считается, что Иосиф Обручник умер в возрасте ста лет, по-видимому вскоре после посещения Иерусалима 12-летним Иисусом Христом, так как после этого о нём уже не упоминается.
В легенде Сельмы Лагерлеф отцовская забота Иосифа о Младенце-Христе глубоко впечатляет даже грубого и, казалось бы, бесчувственного пастуха, который пошел за ним следом...
Лагерлёф:
«Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.
Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, пушистую овечью шкурку и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца».
Рассказ «Святая ночь» был написан в 1904 году. Через пять лет шведская писательница Сельма Лагерлёф получила Нобелевскую премию по литературе.
По формулировке нобелевского комитета, «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения»...
С этим нельзя не согласиться, даже прочитав один короткий рождественский рассказ Сельмы Лагерлёф «Святая ночь», где в форме притчи показаны лучшие качества души святого Иосифа Обручника.
Про святого Иосифа Обручника известно немного, хотя в жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы он занимал очень важное место. Пресвятая Дева была выдана замуж в подростковом возрасте, а святой Иосиф Обручник на иконах изображается глубоким старцем. Почему же именно он стал нареченным мужем будущей Матери Спасителя человечества? Как известно из Святого Писания, Пресвятая Дева в трехлетнем возрасте была приведена в храм, при котором жила вместе с другими благочестивыми девицами, однако обычай позволял им жить в святом месте лишь до определенного возраста. Когда Мария стала девушкой, находиться при храме Ей больше нельзя было, а родители Ее уже умерли. Тогда священники подыскали Ей пожилого благочестивого старца, который согласился бы стать названным мужем Марии, то есть обручиться с Ней, заботиться о Ней, но при этом не вступать в супружеские отношения, поскольку Пресвятая Дева приняла решение сохранять девство на протяжении всей Своей жизни. Святой Иосиф Обручник осознавал свою роль быть охранителем чести невинной девушки, и поэтому впал в негодование, узнав, что Она беременна. Однако, не желая Ей позора, хотел дать Ей разводной письмо и отпустить с миром, но Ему явился Архангел Гавриил и сообщил, Кого носит во чреве юная Мария.
На иконах святого Иосифа чаще всего можно увидеть рядом с Родившимся Христом на изображениях Рождества Христова. Очень красивы православные иконы святого Иосифа Обручника, где он изображен вдвоем с Младенцем Христом – эти образы выражают всю полноту чувств, которые испытывал праведный старец к Спасителю, и полноту его заботы о Нем.
Значение иконы святого Иосифа Обручника
Известно, что старец был царского рода, поскольку происходил от царя Давида. Несмотря на знатность, он был вынужден заниматься тяжелым трудом плотника, поскольку пребывал в бедности.
Православная Икона святого Иосифа Обручника станет хорошим подарком для всех, чья профессия связана с деревообработкой – столяров, плотников, краснодеревщиков, и т.д.
Перед иконой просят кротости, смирения, любви к ближнему, молятся ему и матери об устроении судьбы дочерей. Бельгийцы считают его покровителем своей страны. Кроме того, праведный старец покровительствует сиротам, узникам, путешественникам, заключенным в темницы и инженерам.
Вышитая бисером икона святого Иосифа Обручника
Христианскую икону святого Иосифа Обручника необходимо иметь дома всем, кто носит его имя. Купить этот святой образ можно в храмах, монастырях, иконных лавках. Сегодня православные благодаря современным технологиям имеют возможность купить ее не выходя из дома, в православном интернет-магазине. Очень красиво и празднично выглядит вышитая бисером икона Иосифа. В таком варианте исполнения Вы можете купить как готовое изделие, так и вышить его самостоятельно.
Смотреть на видео про Иосифа Обручника
Молитва святому праведному Иосифу, обручнику Пресвятыя Девы Марии
О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя Отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы , огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нас оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
И след.), обручённый муж Пресвятой Богородицы .
Жизнеописание
Иосиф, согласно евангельскому рассказу, по прямой линии происходил из рода Давида-царя , но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете , занимался плотничеством . Иосиф был обручён с Девой Марией и, согласно Евангелию от Матфея (), через некоторое время после Благовещения архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её ». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус ».
О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа , известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел.
Некоторые источники сообщают, что Иосиф был женат дважды. Мария была второй женой и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери (подробнее см. Ближние Иисуса).
Родословие Иисуса
Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа . Фактически это родословие Иосифа, «мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос » (Мф. ). В Евангелии от Луки также есть родословие Христа: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев… » (Лк. ). Эти два родословия не совпадают, в промежутках между Давидом и Иосифом почти что нет общих имен, кроме Зоровавеля . В частности, на это противоречие указывал император Юлиан . Учители церкви , такие как Иероним Стридонский , объясняют противоречие левиратом . Согласно этой версии, Иаков, отец Иосифа по родословию Матфея, и Илий, отец Иосифа по родословию Луки, родились от одной матери (по преданию , её звали Эстой), но разных отцов. Илий умер бездетным, и Иаков восставил ему семя, взяв за себя его вдову .
День святого Иосифа Труженика в Католической церкви
Католики отмечают два праздника в честь святого Иосифа :
- 19 марта - день Иосифа Обручника как главы и покровителя Святого семейства
- 1 мая - день Иосифа Труженика как покровителя всех трудящихся
Папа Пий XII учредил праздник Иосифа Труженика в 1955 году, придав светскому празднику труда новое религиозное значение - Иосиф Труженик является для христиан образцом терпения, выносливости и трудолюбия.
См. также
Напишите отзыв о статье "Иосиф Обручник"
Примечания
|
Отрывок, характеризующий Иосиф Обручник
– Штраф! Штраф! Штраф!– Но как же это по русски сказать?..
Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
Объявлен покровителем Вселенской церкви Папой Пием IX в 1870, покровителем рабочих Папой Бенедиктом XV, покровителем социального правосудия Папой Пием XI; имя добавлено в чин Мессы Иоанном XIII в 1962 году; второй день святого Иосифа Работника 1-го мая.
«Как истинно добродетельный человек может потерпеть в чём-нибудь неудачу? В каком случае ему недостанет сил; в какой степени бедности он не будет богатым; в каком мраке не станет он светить; в каком бездействии он не будет трудолюбивым; в какой немощи он не будет решительным; в какой слабости он не будет силён; в каком одиночестве он останется один? с ним пребудет надежда о счастливой вечности; одеждой ему будет милость Самого Высшего, а украшением - обещание ореола славы!
Вспомним, что святые не превосходили нас своей природой, но были более организованы и упорядочены: они не были освобождены от грехов, но они старались изо всех сил исправлять свои ошибки.»
Святой Амброзий в De Joseph.
Всё, что нам известно о Иосифе, написано в Евангелии (преимущественно в от Матфея 1-2, и также в от Луки 1-2). Матфей отражает точку зрения Иосифа, а рассказы о Младенчестве в от Луки кажется идут от Марии.
Потомок по царской линии Давида, святой Иосиф был мужем Блаженной Приснодевы Марии, который защитил Её доброе имя и был приёмным отцом и защитником Бога, сотворившего его, и Который хотел всю свою жизнь, чтобы Его знали как Сына Иосифа.
Он заботился об образовании Иисуса и обучал Его своему мастерству плотника или строителя. Разочарование Иосифа, когда он узнал о беременности Марии, прошло, когда он увидел ангела, и ему было ещё два видения: первое о том, что нужно искать убежища в Египте от преследований Ирода, а второе - о возвращении в Палестину.
Святой Иосиф выполнял обязанности отца безукоризненно. Во сне ему было сказано, что царь Ирод хочет убить младенца Иисуса. Иосиф взял Марию и Иисуса и ночью отвёл их в Египет и так спас жизнь Спасителя. Он также прятал Младенца и от сына Ирода, в случае, если и тот будет искать погубить Иисуса.
Иосиф был с Марией в яслях в Вифлееме, когда Иисус родился. Он также был при Матери и Младенце, когда пастухи и волхвы пришли поклониться Ему. Он привёл Марию и Иисуса в Иерусалим, чтобы представить Его Богу в Храме. Он также, как и Мария, беспокоился, когда думали, что Иисус потерялся во Храме, когда Ему было 12 лет.
После этого в Новом Завете Иосиф не упоминается, за исключением от Луки 4:22, где он называется отцом Иисуса. Он не упоминается в момент распятия, и многие художники изображают его пожилым человеком, который умер в начале тридцатых годов Иисуса.
Эти немногие библейские сведения представляют нам справедливого, доброго, достойного и уравновешенного человека, решительного в действии, но скромного. В апокрифическом Протоевангелии Иакова говорится, что он был уже человеком в возрасте, когда родился Иисус, но тогда в таком случае он не смог бы вырастить Иисуса и выполнять семейные обязанности.
Особое почитание Иосифа началось на Востоке, где апокрифическая История Иосифа Плотника была очень распространена с V по VII век. Поэтому с XVII века к Иосифу обращались те, кто хотел спокойной смерти, потому что в Истории говорится, что Иосиф боялся смерти и упрекал самого себя, но его успокоили слова Марии и Иисуса, Которые обещали защиту и жизнь всем тем, кто делает добро во имя Иосифа.
В Западной мартирологии записи о нём появляются с VIII века (Rheinau) и несколько позднее в ирландской. Он упоминается в ирландском гимне IX века Félire святого Энгуса (Aengus), но всеобщее почитание на Западе начинается с XV века, когда празднование его дня ввели в римский календарь в 1479 г.
В кармелитских календарях его день отмечается с 1480 года, в римском требнике - с 1482 и в римском Миссале с 1505 года.
Упоминание о Иосифе как о приёмном отце Иисуса поразило воображение средневековой Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит о тревогах Иосифа как об образце испытаний всех христиан, облегчённому благодаря вмешательству Бога. Святой Винсент Феррер (ум. 1419), Бригитта Шведская (ум. 1373), и Бернардино из Сиены (ум. 1444) говорят о его преданности, частично как ответ против средневековых мистических пьес, где он изображался комическим героем.
В XV веке французский священник Жан Жерсон (Jean Gerson) написал 12 поэм в его честь. Святая Тереза Авильская выбрала его покровителем кармелитских монахов и монахинь, см. её оду Иди к Иосифу. Папа Григорий XV объявил его день обязательным праздником, но сегодня это не везде соблюдается. В Quanquam pluries (1889) Папа Лев XIII объявил его образцом главы семейства, и подтвердил, что его святость - вторая после Приснодевы. В 1989 году Папа Иоанн Павел II написал Redemptoris custos (Опекун Избавителя) (Attwater, Attwater2, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Filas, Rondet, White).
Святой Иосиф обычно изображается пожилым человеком, который держит цветущий посох с Младенцем Христом на руках или ведущим Его за руку (это изображение также связывают с Святым Иосифом из Аримафеи). Согласно старинной легенде, Мария с другими девами должны были вернуться из Храма домой и выйти замуж. Когда Пресвятая Дева отказалась, старшие молились о руководстве, и голос с Неба приказал собрать всех неженатых мужчин из Дома Давида. Тогда священник Захария собрал мужчин и приказал оставить свои посохи на ночь на алтаре. Ничего не произошло. Тогда Захария собрал и вдовцов, включая Иосифа.
Когда посох Иосифа нашли зацветшим, ему сказали, чтобы он взял Пресвятую Деву в жёны и сохранил её для Господа (Appleton, Tabor). Часто цветущий прут изображается как стебель лилий (Appleton).
Иногда его показывают (1) с Младенцем Христом, с двумя голубями в клетке и лилией; (2) с Младенцем Христом и лилией; (3) в сценах Святого Семейства; (4) с инструментами плотника; (5) когда ангел приходит ему во сне; (6) в мастерской плотника с мальчиком Иисусом рядом; или (7) умирающим, поддерживаемый Христом и Приснодевой (Roeder).
Как глава Святого Семейства, Святой Иосиф - покровитель Вселенской Церкви, отцов, как противоположность атеистическому коммунизму - рабочих (он был работником), сомневающихся (он женился на Марии несмотря на Её беременность), счастливой смерти (он умер перед Христом и Марией), Австрии, Богемии, Канады, Мексики, Бельгии, Перу, России, Южного Вьетнама, миссий в Китае, (Sandoval, White), учителей по специальности, поверенных (Farmer), также как и плотников, кондитеров (Неаполь), умирающих, инженеров, семей, женатых пар, ищущих жильё, первопроходцев и путешественников (Roeder). К его помощи прибегают, когда сомневаются, колеблются или при поиске дома (Roeder).
Новена к святому Иосифу, также как и его Семь радостей и печалей и различные обращения можно найти на сайте святого Патрика. Сайт Католическая традиция также содержит другие молитвы и изображения святого Иосифа.