Положение о библиотечном фонде учебников. Положение о сохранности фондов дальневосточной государственной научной библиотеки Положение о фонде муниципальных библиотек
Положение
о библиотечном фонде
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Краснореченская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район»Ульяновской области
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .
- Настоящее Положение о порядке обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся МОУ Краснореченская средняя школа (далее по тексту - школа) разработано в соответствии с 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и устанавливает:
- порядок обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями в школе (далее - Порядок);
- порядок взаимодействия структурных подразделений школы, участвующих в процессе учебного книгообеспечения;
- последовательность действий, механизмы учета, финансирования, выбора учебно-методического комплекта, сроки и уровни ответственности должностных лиц по вопросам учебного книгообеспечения;
- Настоящее Положение:
- является локальным нормативным актом, регулирующим деятельность школы;
- вступает в силу со дня его утверждения. Данное Положение действует до принятия нормативно-правовых актов Российской Федерации, устанавливающих иной порядок обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся в образовательных учреждениях;
- рассматривается на педагогическом совете, принимается решением Совета школы и утверждается директором;
- после внесения изменений в настоящее Положение или принятие его в новой редакции предыдущая редакция Положения утрачивает силу.
- Порядок обеспечения учебниками и учебными пособиями - это последовательность действий структурных подразделений и должностных лиц школы по решению вопросов учебного книгообеспечения обучающихся;
- При организации образовательного процесса допустимо использование учебно-методического обеспечения из одной предметно-методической линии;
- Нормативный срок использования учебников и учебных пособий не менее 10 лет.
- проведение мероприятий по сохранности учебников и воспитанию бережного отношения в книге;
- разработку и использование Правил пользования учебниками с определением мер ответственности за утерю или порчу учебников (приложение №1).
- МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
3.1. Механизм обеспечения учебной литературой определяется циклограммой деятельности по вопросам обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями (приложение № 2) и включает в себя:
3.2. Процесс работы по формированию списка учебников и учебных пособий включает следующие этапы:
- работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях;
- подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
- предоставление перечня учебников методическим объединениям, совету школы на согласование;
- составление списка заказа учебников и учебных пособий на следующий учебный год;
- заключение договора с поставщиком о закупке учебной литературы;
- приобретение учебной литературы.
3.3. Обязательные условия к приобретаемым учебникам и учебным пособиям:
- допускается использование только учебно-методических комплектов, утвержденных и введенных в действие приказом директора школы, входящих в утвержденные федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе;
- приобретение учебников и учебных пособий для учащихся возможно исключительно в соответствии со Списком учебников для использования в образовательном процессе школы на предстоящий учебный год, утвержденным приказом директора школы;
- при переходе на Федеральные государственные образовательных стандарты для организации образовательного процесса в классах приобретаются учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников с грифом «ФГОС».
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
4.1. Директор школы несет ответственность за:
за соответствие используемых в образовательном процессе учебников и учебных пособий федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе.
4.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за:
- определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
- осуществление контроля использования педагогическими работниками в ходе образовательного процесса учебных пособий и материалов, учебников в соответствии:
- со списком учебников и учебных пособий, определенным школой;
- с образовательной программой, утвержденной приказом директора школы.
4.3. Заведующий библиотекой несет ответственность за:
- достоверность информации об имеющихся в фонде библиотеки школы учебниках и учебных пособиях;
- достоверность оформления заявки на учебники и учебные пособия в соответствии с реализуемыми школой образовательными программами и имеющимся фондом библиотеки школы;
- заключение и оформление договора на их поставку в школу в соответствии с реализуемыми образовательными программами и имеющимся фондом библиотеки;
- достоверность информации об обеспеченности учебниками и учебными пособиями учащихся на начало учебного года;
- осуществление контроля за сохранностью учебников и учебных пособий, выданных учащимся.
- Вновь прибывшие учащиеся в течение учебного года обеспечиваются учебниками из библиотечного фонда в случае их наличия в фонде, в случае отсутствия - за счет обменного фонда.
- Педагоги школы обеспечиваются учебниками из фонда школы при наличии лишних экземпляров.
5.Положение действительно до момента введения нового Положения.
Приложение №1
к локальному нормативному акту «Положение о порядке обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся МОУ Краснореченская средняя школа
ПРАВИЛА
пользования библиотекой МОУ Краснореченская средняя школа
Общие положения
1.1. Настоящие Правила составлены в соответствии с:
Федеральным законом «О библиотечном деле»;
Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
Локальным нормативным актом «Положение о библиотечном фонде учащихся
1.2. Правила пользования библиотекой - это документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, а также порядок доступа к фондам библиотеки и права и обязанности читателей в библиотеке.
1.3. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся, сотрудники, технический персонал, воспитатели, родители учащихся школы.
1.4. К услугам читателей предоставляются:
· фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся;
· фонд методической, научно-педагогической, справочной литературы для преподавателей;
· газеты, журналы;
· справочно-библиографический фонд;
· индивидуальные, групповые и массовые формы работы с читателями.
1.5. Библиотека обслуживает читателей:
· на абонементе (выдача книг и других печатных изданий отдельным читателям на дом);
· в пунктах выдачи в учебных кабинетах для работы с изданиями и другими документами в учебное время.
1.6. Режим работы библиотеки соответствует времени работы школы. Один раз в месяц - санитарный день.
1.7. Недельный план работы:
· понедельник - работа с индивидуальным читателем;
· вторник - работа со справками;
· среда - работа по заявкам;
· четверг - обслуживание библиотекой учителей;
· пятница - внеклассное мероприятие.
1.8. График сдачи учебников в конце года:
1.9. Выдача учебников на предстоящий учебный год производится библиотекарем в конце августа, начале сентября текущего года. В первую очередь выдаются учебники обучающимся, включенным в список обучающихся, не имеющих в прошедшем учебном году замечаний по их содержанию.
2. Права и обязанности читателей
2.1 Читатель имеет право:
2.1.1 пользоваться следующими бесплатными библиотечно-информационными услугами:
· иметь свободный доступ к фондам информации;
· получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания;
· получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печатной и другой информации;
· продлевать срок пользования литературой, если это необходимо при подготовке к экзаменам, при повторении;
· использовать справочно-библиографический аппарат, каталоги и карточки;
· пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием;
· получать библиотечно-библиографические и информационные знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией.
2.1.2 избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать практическую помощь библиотеке.
2.1.3 требовать соблюдения конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых им материалов.
2.1.4 обжаловать действие библиотечного работника, ущемляющего его права в Совете школы или у директора школы.
2.1.5 пользоваться дополнительными платными услугами, перечень и стоимость которых оговариваются в дополнительных локальных документах.
2.2 Читатели (поручители несовершеннолетних читателей) обязаны:
· соблюдать правила пользования библиотекой;
· бережно относиться к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки, а именно: не делать в них пометок, подчеркивания, не загибать и не вырывать страниц;
· возвращать в библиотеку книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
· пользоваться ценным и единственным экземпляром книг только в библиотеке;
· при получении печатных изданий и других материалов из библиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотекарю школы, который сделает на них соответствующую пометку;
· расписываться в читательском формуляре за каждое полученное издание (кроме учащихся 1 классов);
· при утрате и неумышленной порче книг и других печатных изданий, если это признано библиотекой, книги заменяются равноценными по содержанию и/или стоимости. При невозможности замены возместить реальную стоимость изданий стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется библиотекарем школы по ценам, которые указаны в учетном документе (с применением коэффициента по переоценке книг);
· не нарушать порядок расстановки книг в фонде открытого доступа;
· не вынимать картотек из каталогов;
· ежегодно в мае или сентябре проходить перерегистрацию.
3. Обязанности библиотеки.
3.1. Библиотека обязана:
- обеспечить полную своевременную выдачу учебников на предстоящий учебный год;
- информировать обучающихся, родителей (законных представителей) о перечне необходимых учебников и учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы на предстоящих учебный год;
- информировать о числе учебников, имеющихся в фонде учебной литературы библиотеки;
- систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных учебников и учебной литературы;
- обеспечить сохранность и рациональное использование фонда учебной литературы;
- отчитываться в соответствии с Положением о библиотеке.
4. Порядок пользования абонементом
Максимальные сроки пользования учебниками - учебный год:
- учебники и учебные пособия обучающимся 1 классов выдаются в начале учебного года родителям (законным представителям);
- обучающиеся 2-11 классов получают учебники индивидуально под роспись;
- в конце учебного года учебники и учебные пособия подлежат возврату в библиотеку (кроме учебников, рассчитанных на несколько лет обучения);
5. Срок пользования литературой и количество выдаваемых изданий на абонементе определяются самой библиотекой и фиксируются в правилах пользования библиотекой. Обычно срок пользования не превышает 10 дней, а количество экземпляров - 3. Срок пользования может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей, или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом, а также, если оно имеется в единственном экземпляре. Не подлежат выдаче на дом редкие и ценные справочные издания, энциклопедии, словари. Читатели (за исключением учащихся 1 классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр издания, возвращение изданий фиксируется библиотекарем школы.
Порядок учета фондов учебников, введён в действие Приказом Министерства образования РФ от 24.08.2000 № 2488
В списке учебников на предстоящий учебный год доводятся сведения до учащихся и их родителей (законных представителей) минимальный перечень дидактических материалов (рабочие тетради, атласы, контурные карты и т.д.), приобретаемых за счет средств родителей
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА
ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.02.2009 г. № 38-п
Об утверждении Положения
«О библиотечном фонде
муниципальных библиотек
В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Федерального закона № 78-ФЗ от 29.12.1994 года "О библиотечном деле", Закона Челябинской области № 324-ЗО от 30.11.2004 года "О библиотечном деле в Челябинской области", Устава Златоустовского городского округа, решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа «Об утверждении положения о библиотечном деле в Златоустовском городском округе» № 1031 от 10.03.2005 г.,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение «О библиотечном фонде муниципальных библиотек Златоустовского городского округа» (приложение).
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Контроль исполнения данного постановления возложить на заместителя главы Златоустовского городского округа Таможникова К.В.
Д.П. Мигашкин
Приложение
к постановлению главы
Златоустовского городского округа
от 26.02.2009 г. № 39-п
ПОЛОЖЕНИЕ
«О библиотечном фонде муниципальных библиотек
Златоустовского городского округа»
I. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
1. Для обеспечения свободного доступа населения к информации, знаниям и культурным ценностям, приобщения к чтению подрастающего поколения и организации досуга граждан по месту жительства созданы муниципальные библиотеки. Муниципальными
библиотеками, обслуживающими взрослое и детское население Златоустовского
городского округа, являются: Центральная городская библиотека, Центральная детская
библиотека, филиал № 1, филиал № 2, филиал № 5, филиал № 6 филиал № 7, филиал № 8, филиал № 9, филиал № 10, филиал № 11, филиал № 12, филиал № 13, филиал № 14, филиал № 15, филиал № 16, филиал № 17, филиал № 18, филиал № 19, филиал № 21, филиал № 22, являющиеся обособленными подразделениями Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система».
II. ФОНДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
2. Библиотечные фонды муниципальных библиотек являются культурным достоянием
Златоустовского городского округа.
3. Комплектование библиотечных фондов муниципальных библиотек печатными
документами, электронными изданиями, аудиовизуальными материалами осуществляется
в соответствии с типами и видами библиотек.
4. Комплектование библиотечных фондов муниципальных библиотек осуществляется за счет средств бюджета Златоустовского городского округа и внебюджетных источников путем покупки книг и документов, периодических печатных изданий, электронных изданий, аудиовизуальных материалов за наличный и безналичный расчет на основании договора, в форме книгообмена, путем пожертвования и иной безвозмездной передачи.
5. Муниципальные библиотеки, имеющие в своих фондах коллекции краеведческих, особо ценных и редких документов, обязаны регистрировать их как часть культурного достояния Златоустовского городского округа, обеспечивать их учет и сохранность.
6. В целях обеспечения сохранности и долговременного использования библиотечных фондов муниципальные библиотеки обязаны создавать страховые библиотечные фонды, включению в которые в обязательном порядке подлежат:
1) местные периодические издания со дня их основания;
2) ценные и редкие издания, относящиеся к памятникам истории и культуры.
7. Создание страховых библиотечных фондов муниципальных библиотек осуществляется за счет средств бюджета Златоустовского городского округа, утвержденного на текущий год.
8. Координация деятельности муниципальных библиотек по созданию страховых фондов осуществляется Центральной городской библиотекой.
III. ПРИНЦИПЫ И НОРМАТИВЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ
В ОБНОВЛЕНИИ КНИЖНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
БИБЛИОТЕКАМИ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
9. Ежегодно фонды муниципальных библиотек должны обновляться: городские – не менее чем на 5 % от общего количества муниципального библиотечного фонда; сельские – не менее чем на 8 % от общего количества муниципального библиотечного фонда.
10. Ежегодно должна производиться подписка на периодические издания из расчета – не менее 10 изданий на 1000 жителей.
11. Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом, должны быть не менее 12 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей.
IV. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОПОЛНЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ КНИЖНЫХ ФОНДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В ЗЛАТОУСТОВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
12. Организация библиотечного обслуживания населения Златоустовского городского округа муниципальными библиотеками, обеспечение организации пополнения и обновления книжного фонда, обучение персонала муниципальных библиотек информационным технологиям на курсах повышения квалификации, содержание и развитие муниципальных библиотек является расходным обязательством муниципального образования Златоустовского городского округа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кагальницкая средняя общеобразовательная школа № 1
Положение о библиотечном фонде
(с изменениями: приказ от 02.04.2015 № 105,
протокол управляющего совета от 02.04.2015 № 3)
ст. Кагальницкая
1 . Общие положения
1. Библиотека является структурным подразделением Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кагальницкой средней общеобразовательной школы №1 (далее - ОУ), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2. Цели библиотеки соотносятся с целями ОУ: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
3. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом школы, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 п.3, 4-9 статьи 18, Конституцией РФ.
4. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
3.1. Библиотека формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов ОУ:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на книжной основе;
пополняет фонд информационными ресурсами из сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций (МУ «ИМЦ», «Книжный мир»);
аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе.
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
3.2. Библиотека создает информационную продукцию:
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.3. Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
Создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
Организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности;
Содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков);
Руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня.
3.4. Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
Осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом.
3.5. Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей, консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, школа обеспечивает библиотеку:
Гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
Необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
Современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
Ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
Библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5. Образовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор ОУ.
4.7. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
Двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание читателей не производится;
Не менее одного раза в месяц - методического дня.
5. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии со штатным расписанием библиотекарем.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор ОУ.
5.3. Библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции перед обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором.
5.4. Библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета ОУ.
5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору ОУ на утверждение следующие документы:
Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
Планово-отчетную документацию (дневник библиотеки, суммарную книгу учета учебников, суммарную книгу учета художественной литературы).
5.6. Библиотекарь может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
6. Права и обязанности библиотекаря
6.1. Библиотекарь имеет право:
6.1.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе ОУ и Положении о библиотеке;
6.1.2. Проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
6.1.3. Определять источники комплектования информационных ресурсов;
6.1.4. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
6.1.5. Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
6.1.6. Иметь ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск;
6.1.7. Быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
6.1.8. Повышать свою квалификацию в установленные сроки.
6.2. Библиотекарь обязан:
6.2.1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
6.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
6.2.3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
6.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
6.2.5. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
6.2.6. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
6.2.7. Отчитываться в установленном порядке перед директором ОУ.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
7.1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
7.1.2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
7.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
7.1.4. Получать учебники в личное пользование на срок изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
7.1.5. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
7.1.6. Продлевать срок пользования документами;
7.1.7. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
7.1.8. Получать консультационную помощь в работе с информацией на электронных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
7.1.9. Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
7.1.10. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору ОУ.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
7.2.1. Соблюдать правила пользования библиотекой;
7.2.2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
7.2.3. Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
7.2.4. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
7.2.5. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
7.2.6. Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный учебник (старшеклассники при подготовке к ЕГЭ);
7.2.7. Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
7.2.8. Заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
7.2.9. Возвращать в библиотеку в конце учебного года, завершающего изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), в случае перехода обучающего в течение учебного года в другую образовательную организацию учебники, учебные пособия, учебно – методические материалы;
7.3. Порядок пользования библиотекой:
7.3.1. Запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
7.3.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
7.3.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
7.3.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4.Порядок пользования абонементом:
7.4.1. пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
7.4.2. максимальные сроки пользования документами:
Учебники, учебные пособия - учебный год;
Научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;
Периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
7.4.3. пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
7.5.1. документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
7.5.2. энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке
7.6.1. работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором ОУ и в присутствии сотрудника библиотеки;
7.6.2. разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
7.6.3. работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
7.7. Правила пользования школьными учебниками.
7.8. Обучающиеся подписывают каждый учебник, полученный из школьной библиотеки;
7.9. Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку;
7.9.1. Обучающиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости их ремонтируют (подклеивают, подчищают).
7.9.2. В случае порчи или утери учебников родители (усыновители) или попечители должны возместить их новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Из Положения вы узнаете, как формируется школьный фонд учебников, о порядке его учета и выдачи, как обеспечивается сохранность и каковы требования к сохранности библиотечного фонда учебников, а также о правилах пользования учебниками и ответственности всех участников образовательного процесса от директора школы до обучающихся и их родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПОЛОЖЕНИЕ
- Общие положения …………………………………………………………………. 3
- Формирование фонда учебников…………………………….. 4
- Порядок учета фонда учебной литературы…………………. 5
- Порядок выдачи учебников…………………………………... 6
- Обеспечение сохранности библиотечного
фонда школьных учебников…………………………………. 8
- Правила пользования учебниками для учащихся
и родителей…………………………………………………… 9
- Требования к использованию и обеспечению
сохранности учебников………………………………………. 9
- Ответственность участников образовательного процесса… 10
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОМ БИБЛИОТЕЧНОМ ФОНДЕ УЧЕБНИКОВ,
ПОРЯДКЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ, УЧЕТА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ
- Общие положения .
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 35;
- Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013г. №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге», ст.7;
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Инструкцией от 24.08.2000 г. № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений»;
- Инструкцией от 23.05.1978 г. «О создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы» ;
- Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда от 08.10.2012г. №1077;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2013 г. №01-16-23/13-0-1 «О направлении Методических рекомендаций для образовательных учреждений по выбору учебников, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.11.2013г. №2585-р «Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах государственных образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания»;
- Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 г. № 820-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 06.11.2013 № 2585-р»;
- Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок и механизм формирования, учета, сохранности и предоставления в пользование учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов обучающимся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга (далее – школа), осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
1.3. Настоящее Положение является локальным актом школы, рассматривается и принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом директора школы. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся в таком же порядке.
1.4. Понятия, используемые в Положении:
- Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида. Может быть представлен в печатной и электронной форме.
- Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.
- Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
- Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие программы и т.д.).
- Средства обучения и воспитания – другие источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.
1.5. Целью настоящего положения является создание условий для максимального обеспечения учебной литературой учащихся школы, повышение ответственности педагогического коллектива и семьи за правильное, рациональное использование школьных учебников, организация работы среди учащихся и их родителей по воспитанию осознанного, бережного отношения к учебнику.
- Формирование фонда учебников .
- Комплектование учебного фонда библиотеки школы ведется на основе Списка учебников, учебных и учебно-методических пособий, применяемых в образовательном процессе школы № 605. Данный список составляется ежегодно в соответствии с образовательными программами, реализуемыми в школе, учебным планом школы и Федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ.
- Школа самостоятельна в выборе и определении:
- комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
- средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения и воспитания определяется спецификой содержания и формой организации образовательного процесса.
- Фонд учебной литературы комплектуется на средства бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
- Непосредственное руководство и контроль работы по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников осуществляет руководитель образовательного учреждения.
- Допускается использование учебно-методических комплектов, входящих в Федеральный перечень учебников, согласованных на педагогическом совете и утвержденных приказом директора школы.
- Для эффективной организации образовательного процесса используется учебно-методическое обеспечение из одной предметно-методической линии.
- Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает следующие этапы:
- работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях;
- подготовка списка учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
- предоставление списка учебников педагогическому совету на согласование и утверждение;
- диагностика уровня обеспеченности учащихся учебной литературой на следующий учебный год, составление перспективного плана комплектования учебного фонда;
- оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии с утвержденным списком учебников и планом комплектования;
- проведение аукциона и заключение договора с поставщиком о закупке учебной литературы;
- прием и учет вновь поступившей учебной литературы в библиотеке.
- Порядок учета фонда учебной литературы.
- Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится отдельно от основного фонда школьной библиотеки.
- К библиотечному фонду учебной литературы относятся учебники, учебные пособия, орфографические словари, математические таблицы, сборники упражнений и задач, практикумы, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, контурные карты.
- Учёт библиотечного фонда учебной литературы отражает поступление, выбытие, общую величину фонда учебников, и служит основой его правильного формирования, целевого использования и сохранности, осуществления контроля за наличием и движением учебников.
- Учет библиотечного фонда школьных учебников организуется в соответствии с основными положениями Методических рекомендаций по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений», утвержденных Приказом Министерства образования от 24.08.2000 № 2488.
- Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием, штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам, выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку.
- Все операции по учёту производятся заведующей библиотекой, стоимостный учёт ведётся бухгалтерией, обслуживающей школу. Инвентаризация учебного фонда и сверка данных библиотеки и бухгалтерии проводится ежегодно.
- Учёт учебной литературы осуществляется групповым способом и ведется в «Книге суммарного учёта» (далее - КСУ). КСУ учебников хранится в библиотеке постоянно.
- КСУ состоит из трех частей:
Часть 1. Поступление в фонд. В эту часть записывается общее количество поступивших учебников и их стоимость с обязательным указанием номера и даты сопроводительного документа. Номер записи ежегодно начинается с № 1 и идёт по порядку поступлений.
Часть 2. Выбытие из фонда. В этой части записываются номера актов на списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества списанных учебников на общую сумму. Нумерация записей о выбывших изданиях из года в год продолжается.
Часть 3. Итоги учёта движения фондов. В третьей части записываются итоги движения фонда учебников:
- общее количество поступивших учебников за текущий год, на сумму;
- общее количество выбывших учебников за текущий год, на сумму;
- общее количество учебников, состоящих на учете на 1 января последующего года, на сумму.
3.5. Индивидуальный (групповой) учёт учебников осуществляется в картотеке учёта учебников на каталожных карточках стандартного размера. На карточке указывается регистрационный номер, библиографическое описание учебника, сведения о количестве поступивших учебников с указанием цены. При неоднократном поступлении учебника, не имеющем отличий, кроме года издания и цены, все поступления заносятся на единую карточку. Если же в учебнике внесены дополнения и изменения, то на него заводится новая карточка. Карточки расставляются в учётную картотеку по классам, а внутри классов − по предметам. После списания всех учебников карточки изымаются из картотеки.
3.6. Учетные карточки учебников регистрируются в «Журнале регистрации учётных карточек библиотечного фонда школьных учебников», который ведется по образцу: номер по порядку, название, класс, № акта выбытия карточки.
3.7. Учёту подлежат все виды учебников и учебных пособий. Рабочие тетради, дидактические материалы, таблицы, прописи, контурные карты, атласы являются документами временного характера. Их учёт производится в «Тетради учёта документов временного характера».
3.8. Учебники, утерянные и принятые взамен, учитываются в «Тетради учёта утерянных и принятых взамен учебников». Взамен утерянных или испорченных учебников принимаются учебники того же названия, автора и издательства.
3.9. Списание учебников проводится не реже одного раза в год. На каждый вид списания («Ветхие», «Устаревшие по содержанию») составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта хранится в библиотеке, другой передаётся под расписку в бухгалтерию, которая производит списание с баланса школы указанной в акте стоимости учебников. Списанные по акту учебники сдаются в соответствующие организации по заготовке вторичного сырья. Деньги от сдачи учебников вносятся на расчетный счет школы.
3.10. Часть учебников, находящихся в удовлетворительном состоянии, после списания может выдаваться учащимся для подготовки к экзаменам, передаваться в учебные кабинеты или использованы для ремонта других учебников.
- Порядок выдачи учебников.
- Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о библиотеке, Правилами пользования библиотекой и данным Положением.
- К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, относятся:
- обучающиеся, осваивающие программу начального общего образования;
- обучающиеся, осваивающие программу основного общего образования;
- обучающиеся, осваивающие программу среднего общего образования.
- Школа бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Обеспечение обучающихся указанными изданиями осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде школьной библиотеки. Библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями.
- Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников может использоваться до 10 лет (письмо Министерства образования и науки РФ от 08.12.2011г. № МД-1634/03).
- Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, необходимые обучающимся для освоения учебных предметов, курсов, дисциплин за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, родители (законные представители) приобретают самостоятельно.
- Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому по основным общеобразовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий на период получения образования учебники предоставляются в пользование бесплатно.
- Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы (рабочие программы, поурочное планирование, методические пособия и т.п.) для личного пользования учителя школы приобретают самостоятельно. Если данные издания имеются в наличии в фонде библиотеки, учителя обеспечиваются ими в единичном экземпляре бесплатно.
- Учебники, учебные и учебно-методические пособия предоставляются обучающимся школы в личное пользование по одному комплекту сроком на один год независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны. Второй комплект учебников может быть выдан по заявлению родителей в связи с ухудшением здоровья обучающегося при наличии свободных экземпляров в библиотеке.
- Перед началом учебного года библиотекарь выдает учебники на класс классным руководителям 1-11 классов по графику, утвержденному директором школы. Выдача учебной литературы классным руководителям фиксируется в «Книге выдачи учебников» и подтверждается подписью классного руководителя.
- Обучающиеся школы получают учебники и учебные пособия из фонда библиотеки у классных руководителей в начале учебного года. Выдача учебников и учебных пособий родителям 1-х классов и обучающимся 2-9 классов фиксируется классными руководителями в «Ведомости выдачи и возврата учебников» и подтверждается личной подписью одного из родителей обучающегося в 1 классе, а во 2-11 классах – личной подписью обучающегося. «Ведомости выдачи и возврата учебников» хранятся в библиотеке. Классные руководители 1-11 классов проводят беседу-инструктаж обучающихся своего класса и их родителей (законных представителей) о правилах пользования учебниками.
- В исключительных случаях учащиеся (должники, вновь прибывшие, а также для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, на летнее обучение) получают учебники у библиотекаря. Учебники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ обучающимся 9-х и 11-х классов и вновь прибывшим выдаются только при наличии их в библиотеке. Выдача необходимых учебников на летний период фиксируется в читательских формулярах под личную подпись учащихся.
- Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. В течение одной недели обучающиеся должны просмотреть все учебники и учебные пособия, выданные им в личное пользование. При обнаружении дефектов, мешающих восприятию учебного материала (отсутствия листов, порчи текста) обучающийся или его родители (законные представители) могут обратиться в библиотеку для замены его другим. Учебник может быть заменен при его наличии в фонде библиотеки. По истечении указанного срока претензии по внешнему виду и качеству учебника библиотекой не принимаются, а ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках несет тот учащийся, который ими пользовался.
- В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение учебного года из школы в другую образовательную организацию учебники, учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы, предоставленные в личное пользование обучающихся, возвращаются в библиотеку школы. В случае порчи или утери учебника, учебного или учебно-методического пособия, предоставленного обучающемуся в личное пользование, родители (законные представители) обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник.
- Учащиеся выпускных классов перед получением документа об окончании школы обязаны полностью рассчитаться с библиотекой (по обходному листу).
- Возврат учебнико в в конце учебного года осуществляется по графику, составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором школы. Прием учебников производится:
- от обучающихся 1 – 8, 10 классов - классными руководителями;
- от обучающихся 9 и 11 классов - заведующей библиотекой совместно с классными руководителями. Классный руководитель обеспечивает 100% явку учащихся со всеми учебниками в соответствии с графиком.
- Учащиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии, соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности.
- Обеспечение сохранности библиотечного фонда школьных учебников.
- Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных условий хранения и использования учебников, а также охраной их от порчи и хищений.
- Хранение учебников осуществляется согласно действующим Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.
- Фонд учебников располагается и учитывается отдельно от основного фонда.
- Ответственность за организацию сохранности фонда учебников возлагается на директора школы и заведующего библиотекой.
- Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников в течение учебного года несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом. Они же, при необходимости, осуществляют ремонт.
- В случае утери или порчи учебника родители (законные представители) возмещают нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
- В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися 2 раза в год (сентябрь и апрель) библиотекой проводятся выборочные рейды по проверке состояния учебников. Сведения о результатах рейда доводятся до классного руководителя, при необходимости до завуче по УВР. По результатам проверки составляется акт.
- Критерии по проверке состояния учебников:
- Наличие записи о принадлежности учебника учащемуся;
- Наличие всех учебников на момент проверки (согласно расписанию уроков);
- Наличие обложек на учебниках;
- Внешний вид учебника (отсутствие грязи, надписей, помятостей, порезов, рваных страниц, повреждений переплётов в учебниках);
- Для 1 – 4 классов - наличие закладок.
- Правила пользования учебниками для учащихся и родителей:
6.1. Учащиеся имеют право получать учебники, предусмотренные образовательными программами школы, во временное пользование из фонда библиотеки бесплатно.
6.2. Учебники выдаются учащимся сроком на один год, независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны, без права передачи и продажи. Возврат учебников гарантируется родителями (законными представителями).
6.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. Проблемы нехватки учебников решаются через обменно-резервный фонд школ района.
6.4. Учащиеся должны подписать каждый учебник, полученный из фонда школьной библиотеки (учебный год, фамилия, имя, класс).
6.5. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
6.6. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.
6.7. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде, по необходимости ремонтировать их.
6.8. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в конце учебного года, до летних каникул.
6.9. Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения (до получения аттестата).
6.10. Учащиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать учебники перед получением документов.
6.11. В случае порчи или утери учебников учащиеся обязаны возместить их новыми или равноценными по согласованию с заведующей библиотекой.
6.12. Ответственность за сохранность полученных школьных учебников несут как учащиеся, так и их родители.
- Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников.
- Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна, царапины, отсутствие одной или более страниц, склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация, потрепанность блока или переплета).
- При использовании учебника 1 год в отличном состоянии : чистым, целым, без повреждений и потертостей корешка, углов переплета, без отрыва переплета от блока.
- При использовании учебника 2-3 года , он должен быть сдан в школьную библиотеку в хорошем состоянии : чистым, целым, допускаются незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки переплета, корешок (но не порван).
- При использовании учебника 4-5 лет , он должен быть сдан в школьную библиотеку , пригодным для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 1 см. от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
- При использовании учебника 6 лет и более , он должен быть сдан в школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии , пригодным для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 2-3 см от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
- Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной бумагой , либо широким прозрачным скотчем.
- Ответственность участников образовательного процесса.
- Директор школы несет ответственность за организацию работы по своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников, обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания.
- Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе определяют потребность школы в учебниках, соответствующих программам обучения, осуществляют контроль за использованием педагогическими работниками в ходе образовательного процесса учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов в соответствии со списком, определенным школой, совместно с учителями и заведующей библиотекой осуществляет контроль за выполнением учащимися единых требований по использованию и сохранности учебников.
- Классные руководители несут ответственность за воспитание у учащихся бережного отношения к учебной книге, за состояние учебников и учебных пособий обучающихся своего класса в течение учебного года, своевременную выдачу (сдачу) учебников, ученых и учебно-методических пособий в библиотеку в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
- Заведующая библиотекой несет ответственность за достоверность информации об обеспеченности учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами обучающихся школы, за организацию работы библиотеки по выдаче и возврату учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов обучающимися, за сохранность библиотечного фонда учебной литературы.
- Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за сохранность полученных учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов и возмещают их утрату или порчу библиотеке школы.
- Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов, полученных из фонда школьной библиотеки.
Согласовано с Советом родителей ГБОУ школа № 605
приказ №____Положение о библиотечном фонде
образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детском саду № 4 «Алёнка» комбинированного вида городского округа Звенигород (далее по тексту –Учреждение).
1. Общие положения
1.1. Данное Положение регулирует порядок деятельности библиотеки, созданной в дошкольном учреждении.
1.2. В своей деятельности библиотека руководствуется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными актами по вопросам дошкольного образования.
1.3. Библиотека является составной частью методической службы дошкольного учреждения и включена в воспитательно-образовательный процесс в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Цели библиотеки соотносятся с целями образовательного учреждения: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном обществе.
1.5. Образовательное учреждение несет ответственность за содержание литературы, представленной в библиотеке.
1.6. Обслуживание участников образовательного процесса организуется в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи библиотеки
Основными задачами библиотеки являются:
2.1. Обеспечение участникам воспитательно-образовательного процесса – воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) детей – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами дошкольного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD-диски) и других.
2.2. Формирование у дошкольников первоначальных навыков пользования библиотечным фондом, информационными ресурсами; знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями.
2.3. Воспитание у дошкольников потребности в посещении библиотеки, общении с книгой.
2.4. Организация содержательного досуга детей.
2.5. Воспитание культуры чтения у дошкольников.
2.6. Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.
3. Основные функции библиотеки в ДОУ
Функциями библиотеки дошкольного учреждения являются:
3.1. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов дошкольного учреждения.
3.2. Создание информационной продукции: организация и ведение справочно-библиографического аппарата (алфавитных, систематических каталогов, картотек, электронного каталога), разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и т. п.).
3.3. Библиотечно-информационное обслуживание воспитанников:
предоставление литературы, информационных ресурсов на различных носителях;
организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным фондом, информационными ресурсами, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями;
организация выставок, мероприятий, направленных на развитие общей и читательской культуры личности.
3.4. Библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов, связанных с воспитанием, развитием и обучением детей;
удовлетворение запросов пользователей и информирование о новых поступлениях в библиотеку.
3.5. Библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) воспитанников:
консультирование по вопросам организации семейного чтения, знакомство с информацией по воспитанию детей;
предоставление литературы и других информационных ресурсов.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с учебным и воспитательным планами дошкольного учреждения.
4.2. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель детского сада в соответствии с уставом учреждения.
4.3. Режим работы библиотеки определяется ответственным лицом (старшим воспитателем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка и режимом работы дошкольного учреждения.
5. Управление деятельностью библиотеки
5.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель дошкольного учреждения.
5.2. Руководство библиотекой осуществляет старший воспитатель (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед руководителем образовательного учреждения, воспитанниками и их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки.
6. Права и обязанности пользователей библиотеки
6.1. Пользователи библиотеки имеют право:
получать полную информацию о составе библиотечного фонда;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
получать во временное пользование печатные издания и другие источники информации;
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю дошкольного учреждения.
6.2. Пользователи библиотеки обязаны:
соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
поддерживать порядок расстановки литературы в открытом доступе библиотеки,
расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (воспитатель – за книги, полученные на группы); сотрудники и родители – в "Книге учёта методической литературы".
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 1 г. Орска»
ПРИКАЗ
от 28.02.2014г № 40/3
Об утверждении положения о библиотечном фонде образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить положение о библиотечном фонде образовательной организации.
2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте учреждения до 10 марта 2014 года.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 28 февраля 2014 года.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заведующий Л.В.Максимова.